Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Азбука выживания дайвера

    Затерянные в океане

     Человеческая психика – интересная штука. На дорогах одной Москвы каждый день погибает несколько человек, по стране – около сотни, и никто на это не обращает никакого внимания. Но при каждом несчастном случае в море поднимается страшный шум: «Что же это такое?!», «Почему опять человек утонул?».

     На самом деле подводное плавание – весьма безопасный вид активной деятельности. Но при анализе несчастных случаев с участием наших дайверов вырисовывается интересная картина: 60% от общего числа инцидентов происходит по элементарной глупости, 30% – по причине плохого обучения (недостатка навыков и т.д.), примерно 9% – непрофессионализм организаторов дайвинга, и всего 1% – неизбежные случайности, потому что вода – непредсказуемая стихия.Итак, давайте посмотрим, в чем причины этой печальной статистики.

Затерянные в океане

     Начнем, как может на первый взгляд показаться, издалека. Образование, которое мы получали в СССР, было широким. Недаром русские специалисты работают практически везде, и они незаменимы, когда надо придумать что-то неординарное. Но там, где необходимы тщательность и систематичность – это не к нам. Лучше всего это получается у американцев, не случайно производственный конвейер первым запустил Форд. Американская система образования готовит узких специалистов: они знают о немногом, но почти все. И в дайвинге необходим только такой подход. Для того чтобы стать специалистом – то есть узнать о подводном плавании все (или почти все), надо потратить не меньше года ежедневных занятий. Почти ни у кого из нас такого времени нет.

     Не случайно в разработанной американцами системе PADI существует так много коротких интенсивных курсов. Не хочешь учить о дайвинге все – тебя никто не неволит, но то, что входит в курс, изволь выучить твердо, потому что для каждого из курсов отобран минимум знаний и умений, абсолютно необходимых и достаточных для безопасных погружений в тех пределах, на которые этот курс дает право. И американцы, заплатив деньги за курсы, рассчитывают получить не карточку (это всего лишь кусок пластика), а знания и умения. Они привыкли, что за знания надо платить, не случайно самые дорогие книги в Америке – учебники. Для американца, прошедшего курс дайвера открытой воды PADI и получившего сертификат, разрешающий погружаться до 18 метров, абсолютно естественно не нырять глубже.

     Но у нас другой менталитет... «Пастернака я не читал, но у меня есть мнение...» Мы считаем, что мы самые умные и знаем все лучше всех. Ну что с того, что в материалах курса говорится о том, что ты не должен нырять в худших условиях, чем те, в которых проходил обучение? Ведь в России ты нырял в озере, где вода холодная, мутная, а на Красном море видимость отличная, вода теплая – значит, «я самый крутой дайвер мира». Однако комфорт и красота таит в себе опасности. И когда местный гид рассказывает о том, что надо делать в том или ином случае, кто-то просто пропускает это мимо ушей, а многие даже воспринимают как личное оскорбление! Наш человек думает, что со всеми трудностями разберется по ходу дела. Помните, какими бы райскими садами ни казались нам тропические моря, там есть свои проблемы – волны, течения, ветер... Результатом пофигистского отношения становятся несчастные случаи.

     Господа, учитесь прилежнее – на курсах никто не будет рассказывать о том, что вам никогда не понадобится, и не ускоряйте свое обучение – надо четко осознавать свои возможности и умения. Море не прощает пробелов в образовании. А главное – уберите так называемые «понты», потому что эта дурная манера поведения ведет к гибели. Если бы наши дайверы реально выполняли хотя бы 50% рекомендаций, которые даются в учебниках, дайвинг был бы самым безопасным видом активного отдыха.

     А теперь о пробелах в образовании. К сожалению, у многих наших инструкторов точно такой же менталитет, и они грешат «творческим» подходом к преподаванию: сами решают, что нужно давать студентам, а что можно выкинуть, что важно, а что несущественно. В результате от четкой системы знаний и навыков, которыми должен овладеть каждый студент, остается лоскутное одеяло – здесь пробел, тут есть кусок информации, но он не связан с предыдущим материалом. Стоит ли удивляться, что в голове у студентов каша, и слепить из нее что-то достойное невозможно.

     Самая частая причина несчастных случаев – экономия денег. В дайвинге давно известный принцип – дешево хорошо не бывает – действует особенно жестко. И если вы выбираете себе дайв-центр, в котором цена вдвое ниже, чем в соседнем, задайте себе вопрос: а почему так дешево? Но для нас важнее дешевизна, в результате происходят инциденты, и, как показывает опыт последних месяцев, крайне неприятные.

     Дайвинг требует организованности – это необходимо для обеспечения безопасности. Но справедливые требования «правильного» дайв-центра большинство наших дайверов воспринимает как покушение на их личную свободу. И русские, как правило, уходят в другой – более дешевый, где им позволяют делать все, что им заблагорассудится. Но если вы думаете, что лидер группы, с которым вы приехали на дайвинг, детально продумал все ваши погружения, – ошибаетесь. Наши инструкторы – они ведь тоже считают, что все знают и умеют. Но море – стихия непредсказуемая, и надо понимать, что если ты прекрасно ныряешь на рифах Хургады (а это очень легкие условия, там нет сильных течений: острова от них закрывают), в других местах надо подробно выяснять условия погружений и запасаться необходимым оборудованием – а кому охота таскать с собой ненужные штуковины? И, к сожалению, инструкторы сами попадают в неприятные инциденты, а вместе с ними тонут и их студенты – они-то полностью доверяют своему инструктору, который должен знать и уметь все...

     Задайте себе вопрос: «Что в дайв-центре делается неправильно и чем это может лично мне навредить?». Если вы найдете на него ответ, ваша безопасность резко возрастет.

     Во-первых, в «правильных» дайвцентрах и на «правильных» ботах есть «чек-лист» входа и выхода из воды – доска или хотя бы просто лист бумаги: уходишь в воду – ставишь фамилию и подпись, вышел из воды – опять расписался. Зачем это нужно? Когда на корабле собирается три разных команды дайверов, каждый инструктор, естественно, смотрит только за своими дайверами. И если ваша команда ушла в воду, а капитан бота подходит к другому инструктору и спрашивает: «Все на месте?», тот ответит только за своих: считать оставшихся – не его задача. Капитан, услышав утвердительный ответ, спокойно снимается с якоря, бот уходит, а вы остаетесь в море. Такие случаи – не редкость. Так вот, чтобы такого не случалось, нужно не только завести «чек-лист», но и добиться того, чтобы ни один капитан и не думал сняться с якоря, если в «чек-листе» не хватает подписей. Это предельно просто, но вы сами должны навсегда запомнить, что, уходя в воду и выходя из воды, обязательно нужно расписаться. Не забывайте о том, что на дайв-боте точно должны знать, когда вы вернетесь. Если вы сказали, что через 45 минут появитесь на поверхности, то вы должны появиться на поверхности именно в это время, а не рассматривать рыбок. Помните о том пастушке, который кричал: «Волки, волки!». Команда дайв-бота, если человек не соблюдает график, перестает обращать на него внимание, вот вас и унесло.

     Теперь о брифинге. На нем надо не спать, а внимательно слушать, стараясь четко представить себе карту дна и понять, где вам могут встретиться течения. Любимый нами принцип «ввяжемся в драку, а там разберемся» хорошо работал у Наполеона, но он был гений и он не был дайвером – под водой такие фокусы не проходят. Течения очень коварны: в той бухте, где вы плаваете, все может быть замечательно, но стоит повернуть за выступ рифа, как вас потащит вдаль, вы этого не заметите, ведь плыть по течению так удобно и приятно. Никогда не стесняйтесь задавать вопросы – помните о том, что вы заплатили за дайвинг деньги, а клиент всегда прав. Очень важно знать не только о течениях в местах погружения, но и каковы они в данный момент – для этого существует «каррент-чек». То есть в тех местах, где может быть течение, местный гид должен прыгнуть в воду, обязательно его проверить и внести необходимые коррективы в брифинг. А если по лености кто-то это правило игнорирует, вы имеете полное право потребовать его исполнения. Если откажется – в «правильном» дайв-центре достаточно жалобы менеджеру, чтобы такого гида просто выгнали, потому что это вопрос безопасности, а дайв-центр может быть закрыт из-за того, что какому-то лентяю не хочется лишний раз лезть под воду.

     Наиболее сложный вопрос – это навыки. В Красном море, во-первых, очень хорошая видимость, а во-вторых – там глубоко. Есть места, где практически нет дна – сразу начинается синяя бездна. И самая большая проблема с русскими дайверами у местных дайв-гидов и инструкторов – это тенденция к самопроизвольным «взлетам» и «падениям». А это, опять же, «проколы» в обучении. В условиях наших водоемов – холодная вода, темно и ничего не видно – обучают так: опустились на дно, быстро сдали все необходимые упражнения, всплыли. И никакой «подводной прогулки» – а дайверы под водой должны плавать! В результате наш дайвер-новичок берет слишком много грузов, погружается, дыхание у него успокаивается, и его, естественно, начинает тащить ко дну – тогда он поддувает жилет, чтобы компенсировать лишний вес. Практически у всех новичков BCD слишком сильно раздут, и когда дайверу-неофиту нужно немного привсплыть, на метр-другой, воздух в BCD расширяется, но если там был 1 литр воздуха, его расширение элементарно компенсируется дыханием, если же 6–8 литров, то при любом привсплытии, естественно, сразу «потащит» вверх. Стоит чуть промедлить (чем ближе к поверхности, тем BCD раздувается сильнее), и дайвер просто «улетает». Поэтому лишний вес на грузовом поясе – это ошибка серьезная и крайне опасная.

     Опасный недостаток нормальных навыков плавания – стиль, который условно называют «конек»: новичок держится вертикально и постоянно подрабатывает ногами, при этом быстро расходуется воздух (постоянное «подгребание» требует усилий), и часто, когда воздух кончается, люди начинают дышать из октопусов напарников, забыв железное правило: если перешел на октопус, значит, дайвинг для тебя закончился, октопус предназначен только для того, чтобы подняться к поверхности. Если плавающий «коньком» дайвер перестает «подгребать», он тут же начинает «проваливаться», часто этого не замечает (при хорошей видимости непонятно, на какой ты глубине). Это тоже может оказаться проблемой. «Правильный» дайвер должен иметь разумное количество грузов и плавать горизонтально, а для этого нужны хорошие навыки. Поэтому прежде чем плавать под водой, рекомендую пройти специальный курс «высочайший уровень плавучести», в котором вы узнаете много интересного.

     Теперь о том, как не попасть в опасную ситуацию, связанную с наличием течений. Есть хорошая поговорка: «Тот, кто предупрежден, тот вооружен». Чтобы вас не унесло (или, по крайней мере, чтобы вас вовремя нашли), нужно иметь специальное оборудование, причем свое личное, а не рассчитывать на доброго дядю-инструктора – он тоже человек и может что-то забыть.

Затерянные в океане

     Как вы думаете, если вас унесет метров за 200–300, вас с корабля будет видно? Уверяю, что нет. И чем бы вы ни размахивали, как бы ни кричали, вас никто не заметит. Поэтому чтобы вас заметили в тех местах, где могут быть течения или корабли («зодиаки» в том числе), которые могут пройти над вашей головой, вам обязательно нужен буй. Они бывают трех типов: обыкновенная сосиска (просто и дешево), герметичная сосиска и так называемый «маркерный» буй. Чем длиннее буй – тем лучше вас видно. Поэтому покупайте максимально длинный и лучше герметичный – он не сдувается, и надуть его на поверхности достаточно один раз. Из негерметичного, если его выпустить из руки и он ляжет на поверхность воды, воздух выйдет, его придется поддувать, а на это тратятся лишние силы, что нежелательно. Имейте в виду, что, когда вы всплываете, капитан может вас не заметить и просто переехать днищем бота. Поэтому всплывать надо очень близко к стенке (или к рифу), потому что ни один капитан на риф не пойдет – он бережет корабль. Если вы всплываете в таком месте, где теоретически могут быть корабли, нужно сначала выпустить буй и подождать минут пять, чтобы его заметили и капитан обошел это место. Не забывайте, что у корабля чудовищная инерция и развернуться на пятачке он не может. Только после этого можно подниматься вдоль буя. Для этого к бую вам понадобится специальная маленькая катушка. Многие из экономии берут просто веревку, но она, как правило, запутывается в самый неподходящий момент. С катушкой такого не бывает.

Затерянные в океанеЗатерянные в океане

     Крайне важный момент – навыки работы с буем. При всей своей простоте запускание буя из-под воды часто вызывает проблемы – люди просто запутываются и их выкидывает на поверхность или надувают буй не до конца и его плохо видно. Поэтому прежде чем плавать в открытой воде, где могут быть течения, потренируйтесь в запуске буя. Помните: когда вы плаваете под водой, а буй – над вами, ни в коем случае не пристегивайте веревку, которая идет к бую, к себе – ее надо держать в руках. Бывают случаи, когда капитан катера не видит буй, цепляется за него, и вас выдергивает на поверхность.

Затерянные в океане

     Еще один весьма нужный аксессуар – стробоскоп. Течения коварны и переменчивы, вас может отнести совсем не в ту сторону, в которой вас ожидает команда корабля, а темнеет в тропиках очень быстро. В темноте даже самый яркий буй никто не увидит, зато со стробоскопом вас заметят ночью за много километров.

Затерянные в океане

     Очень хорошая штука – специальное зеркальце: посылаешь солнечный зайчик и привлекаешь к себе внимание. Но работает оно только при наличии солнца и только в тех случаях, когда команда дайв-бота не спит, а следит за морем и за дайверами. Если же команда дремлет, может пригодиться пневмосирена. Слышно очень хорошо, орет здорово, но только в том случае, если в баллоне есть воздух.

Затерянные в океане

     Когда вы ныряете в тех местах, где существуют «разорванные» течения – то есть заранее непонятно, когда оно меняется и куда оно пойдет, – самый лучший вариант, если корабль будет следовать за вами в некотором отдалении. Но для того чтобы капитан знал, в какую сторону двигаться, у группы должен быть так называемый «маркерный» буй (маленькая «лодочка») – веревку, которой он привязан, держит опытный дайвер, рядом с которым должна держаться вся группа. С корабля всегда прекрасно видно, куда этот буй относит.

Затерянные в океане

     Самый идеальный вариант – это, конечно, радиомаяк. В Калифорнии (там сильные течения) без него ни одного дайвера в воду не пустят. Это маленькая радиостанция с одной кнопкой. Есть разные модели: одни герметичны и их просто можно брать под воду, другие требуют специального герметичного чехла, который выдержит давление. Средство гениальное и недорогое, а теперь на основе новой электроники оно стало значительно дешевле. Если раньше комплект передатчик–пеленгатор стоил тысячи долларов, теперь его можно купить за 400–500. Понятно, что одному покупать такую игрушку не стоит, но клубу или дайв-центру это вполне по силам. Однако для того, чтобы вас нашли те, кто ищет, нужно уметь ей пользоваться. Для Красного моря это большая редкость.

Затерянные в океане

     Некоторые берут с собой под воду обыкновенные телефоны – к ним продаются специальные герметичные чехлы. Правда, они не держат давление, но вопрос решается очень просто: из обыкновенного фонарика для дайвинга выкидываешь батарейки и лампочку, кладешь туда телефон в чехле и закручиваешь крышку. Всплыл, открутил крышку, кнопки нажал, дозвонился до бота. Но кто знает, сработает ли телефон в определенной ситуации. К тому же сообщить вы сможете только о том, что у вас проблема. А как вас искать? Непонятно. Поэтому некоторые берут с собой приемник GPS и маленькую радиостанцию – точно так же прячут ее в чехол и в корпус, который выдержит давление. И тогда по GPS определяешь свои координаты, по радиостанции сообщаешь, что случилось, и бот (если на нем есть еще один GPS и такая же радиостанция) идет и забирает вас. Такой вариант тоже возможен.

     Некоторые берут с собой фальшфейер из армейских запасов (так называемый «дневной-ночной»), он дает яркий свет и много черного дыма. Хорошая вещь, простая и надежная. Но есть один нюанс – перевозка. Это средство легко можно квалифицировать как взрывоопасное и зажигательное, и если вы везете его с собой в багаже, то можете познакомиться со всеми прелестями программ по борьбе с терроризмом. Поэтому такие средства могут себе позволить только представители дайв-центров, которые организуют дайвинг в конкретном месте – они могут приобретать это законно. К этим же средствам относятся и маленькие ракетницы: пускают ракеты далеко, видно отлично, герметизируются прекрасно, стоит дешево, но... опять встает вопрос перевозки.

     Хорошей идеей может стать пакет специальной краски. Эта краска создает большое пятно на поверхности воды и держится несколько часов. Есть краски, которые, растекаясь по поверхности воды, флюоресцируют, только здесь одно «но»: пятно на воде видно исключительно с воздуха, и если воздушной разведки в вашем регионе нет, то краска не сработает.

     Но самое главное в деле спасения – человеческий фактор. Если вы хотите, чтобы ваш дайвинг был безопасным, на корабле должен оставаться умный, ответственный человек, способный принять правильное решение. Да, конечно, нырять хочется всем, но если ситуация непонятная, а условия сложные, лучше подстраховаться, и кто-то из группы должен остаться на подстраховке.

     Все, о чем я здесь рассказываю, входит в курсы Open Water, Drift Diving и Rescue, и обладатели соответствующих сертификатов должны знать это по определению.

     А что же делать, если вас все-таки унесло в море? Аварийного радиомаяка нет, радиостанции тоже, но буй есть – он должен быть всегда и у каждого! Первым делом, не задумываясь, сбрасывайте грузовые пояса или хотя бы свинец (сам пояс может пригодиться), чтобы у вас была положительная плавучесть. Если в баллонах нет воздуха, выкидывайте и их – оборудование всегда можно купить, а вторую жизнь не купишь. Надувайте буй на максимальную длину, чтобы вас было лучше видно. Не забудьте о том, что если вас унесло, надо что-то пить. Поэтому разумно брать с собой маленькую бутылочку воды, она не помешает. Можно, конечно, пить соленую воду – да, противно, но от небольшого количества организм не пострадает.

     Стоит подумать о защите от солнца: если вы болтаетесь в море много часов, ожоги лица вполне вероятны, и шляпа была бы кстати. Пригодится и шлем – в последнее время появились шлемы из лайкры, которые прекрасно и от солнца спасут, и будут служить механической защитой. С другой стороны, находясь в воде, можно переохладиться. Старайтесь занять на поверхности такое положение, чтобы максимально сохранять тепло. Помните, что 75% тепла уходит через голову, поэтому шлемы желательно иметь даже в теплой воде. Ну, а после этого остается надеяться и ждать. Когда стемнеет, включайте стробоскоп. Вас может подобрать бот, случайно проходящий мимо.

     Вспомните притчу о двух лягушках, которые попали в крынку с молоком: одна сложила лапки и утонула, а вторая билась, билась, сбила молоко в масло и выкарабкалась. Никогда не сдавайтесь! Шанс есть всегда! Вы должны бороться за свою жизнь. Постарайтесь добраться до какого-нибудь рифа. Сидя по пояс в воде, шансов у вас будет значительно больше, чем если бы вы все время плавали по поверхности.

Затерянные в океане

     Для того чтобы не стать героями телерепортажа «Очередные жертвы» или «Акулы съели дайверов», есть только один действенный способ: включайте мозги! Вы должны думать, думать и еще раз думать и уметь прогнозировать ситуацию. Если у вас хорошие навыки и умения, то с вами никогда ничего подобного не случится. Помните и о том, что очень часто причиной несчастных случаев в море становится – нет, не экономия, а обыкновенная человеческая жадность. Поэтому никогда не экономьте на дайвинге!

     © Сергей Куриков, курс-директор PADI. Фото: В. Гудзев, И. Зайцев. Журнал "Предельная глубина", № 1, 2007 год.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика