Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения

Погружения за рубежом

Красное море : Мы были первыми

- Когда Вы впервые увидели Красное море и погрузились в его воды?
     – Это произошло практически в один день в феврале 1997 года. В 1996 году мы организовали клуб, стали потихоньку заниматься дайвингом, а в 1997 году у нас была первая поездка на Красное море с клубной группой в Хургаду. Все 20 человек поехали туда в первый раз. О Красном море я мечтал с детства. Мечтал стать морским биологом, плавать, любоваться коралловыми рифами. Когда я учился на биофаке МГУ, у нас проводились единичные университетские экспедиции на Красное море. Преподаватели и ученые, которые туда ездили, рассказывали о нем студентам. Нам это казалось тогда далекой и несбыточной сказкой, а сейчас наши инструкторы ездят туда каждую неделю.

Дайвинг: Красное море : Мы были первыми
Первая поездка на Красное море, февраль 1998 г.

Первым нашим дайв-сайтом был риф Гота Абу Рамада. Меня поразило буйство коралловых рифов, обилие рыб. Но тогда Хургада выглядела по-другому, там было очень много живности, очень много акул, потрясающие коралловые сады. Сейчас те хургадинские рифы можно сравнить с нетронутым еще Суданом. А ведь прошло всего 10 лет.

Нашим первым партнером был не очень хороший египетский дайв-центр. Информация о нем попала ко мне случайно, а сравнить было не с чем. Мы с ними довольно быстро расстались. Тогда мы еще не знали, каким должен быть настоящий сервис.

Второй раз на Красное море и то-же в Хургаду мы поехали на ноябрьские праздники 1997 года. В группе было 35 человек, и мы как-то уже ориентировались в обстановке. Тогда мы снимали первый в истории отечественный учебный фильм о подводном плавании. Он вышел небольшим тиражом на видеокассетах и очень быстро разошелся.

Дайвинг: Красное море : Мы были первыми
Карим Хелал, Дмитрий Орлов, Михаил Сафонов, 1997 г., курсы инструкторов по ребризерам

А потом были Шарм-эль-Шейх, Сафага, острова Бразерс, дальний юг… Я обнырял практически все Красное море по всем известным маршрутам. Более того, мы составляли собственные маршруты. Мы первыми были на островах Бразерс. Это было в 1999 году. Их только-только открыли для дайвинга. И мы на сафарном боте «Ойстер» (тогда только одному этому судну дали лицензию) пошли туда. Бразерсы нас просто потрясли: стаи акул, рыба-луна, акулы-молоты. Там что-то невероятное творилось.

Первое сафари на острова Бразерс, январь 1998 г.

- Подводный клуб МГУ был первым российским клубом, который побывал на островах Бразерс?
     – Да, и не только российским! Мы были самыми первыми в мире дайверами, которые побывали на Бразерсах после того, как их открыли в 1999 году. Мы также были первыми на острове Роки. Тот же «Ойстер» получил лицензию, вложил деньги в навигационное оборудование. И мы пошли на Роки. Кстати, мой любимый красноморский маршрут – на острова Бразерс. На этом маршруте есть все: красивые стенки, много живности, есть рэки и старые, и новые, очень живописные. По дороге из Сафаги находится очень красивый риф Панорама. И остров Роки и Забаргад. Тоже очень красивые места, тоже мне очень нравятся. Наверное, вот эти два маршрута меня в свое время очень поразили. Сейчас уже на этих дайв-сайтах столпотворение, там уже все ныряют. А мы были просто первооткрывателями. В этом году мы стали первыми, кто успешно прошел на сафарийном судне из Египта в Судан и обратно.

Рэк на Бразерсах.

Недавно на Красном море появилось новое роскошное судно «Royal Evolution». В первое сафари на нем отправились журналисты из разных дайверских журналов со всего света. А у нас была вторая поездка сразу после них. Мы вышли из Марса-Алама, отныряли на южных египетских рифах, потом в Порт-Судане нам поставили визы, и дальше мы обошли лучшие рифы северной части Судана. Там очень много неисследованных мест, на которых никто никогда не нырял. Есть очень красивые рифы, и мы собираемся в специальную поездку осенью исследовать эти рифы.

Первое сафари на Tiger Lily, 1999 г.

Возращаясь к вопросу о первооткрывательстве, хочу отметить, что именно мы нашли судно «Мэйден». Точнее, почти первые, потому что на него до нас погружался инструктор Ким Хадман. Он его нашел случайно, нырял с одним баллоном, сделал очень неплохие фотографии, но не обследовал. Мы же нашли его сами совершенно случайно во время тримиксной экспедиции по югу на Роки и Забаргад. Мы уже собирались на погружение, когда ко мне подошел капитан и сказал: «Дмитрий, тут должно быть маленькое судно на 80 метрах». Я ответил: «Отлично, заодно и на рэк посмотрим». И вот я опускаюсь первым и вижу какую-то лодку на 80 метрах. Думаю, что это и есть объект поиска. Спускаюсь ниже, и вдруг передо мной открывается фантастическое зрелище: стоит огромный корабль, просто гигантский. И я плыву и не могу до конца доплыть, он 300 метров длиной, а этот бот на 80 метрах оказался просто шлюпкой с этого судна. И потом мы, разбившись на группы, несколько дней исследовали это судно. Одна группа была на носу, другая заходила внутрь – смотрела, что в трюмах. А я пошел на свал – на 120 метрах от рэка отвалилась корма с тяжелыми винтами, и внизу их не было видно. У этого судна интересная судьба. Мы запросили архивы Ливерпульского морского музея, и открылась очень интересная достаточно таинственная история. Но это тема достойна отдельной статьи.

Рэк «Мэйден».

- Какое Ваше самое глубокое погружение на Красном море?
     – 160 метров на рифе острова Смол-Гифтун напротив Хургады. Пожалуй, это мой любимый риф. Там есть очень красивый каньон. Мы туда всегда ходим на тримиксе. Это, как кто-то сказал, «ворота в ад». В этом каньоне есть такая ступенька, там смыкаются стены и вниз уходит лестница. В первый раз на меня это произвело очень большое впечатление.

Рэк «Мэйден».

- Какие рекомендации Вы можете дать дайверам, отправляющимся нырять на Красное море?
     – Основная рекомендация – не нужно считать, что «я уже был на Красном море, я знаю о нем все». Красное море – огромное, очень интересное и неисчерпаемое. Ни один маршрут не похож на другой. Рэки, кораллы, тысячи рыб, моллюсков и другой мелочи, дельфины, различные акулы, манты. Фантастической красоты рифы, стенки. В общем, Красное море – это море, в котором нырять и нырять. Я был на нем десятки раз, но каждый раз еду туда и знаю, что обязательно получу новые яркие впечатления.

Сафари на Royal Evolution, 2007 г., Судан

- За последнее время на Красном море погибло несколько российсикх дайверов. Это что, особенность Красного моря?
     – Причина всех несчастных случаев одна – дайверы идут погружаться в условиях, к которым они не готовы и не обучены. Когда начинающий дайвер идет нырять в сложных условиях, только удача может его спасти. Поэтому каждый дайвер должен погружаться только согласно своей квалификации. Начинающие должны нырять в тепличных условиях, без течений, не глубже 18 метров. Если дайвер имеет квалификацию Advanced, он может нырять до 30 метров и тоже в спокойных условиях. И только опытные дайверы могут нырять в условиях течений – на Эльфинстоуне, например. Кроме того, опытные дайверы могут планировать дайв, предвидеть опасности, они способны понять, что судно плохое, гид неопытный, оборудование не в порядке. Поэтому хочется пожелать всем дайверам никогда не понтоваться, каждый должен осознавать свой уровень подготовки. Хотите нырять в более сложных условиях – только пройдите, пожалуйста, соответствующую подготовку.