Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Подводные экспедиции

    Как нашли бронекатер "БКА-73"

     В августе 2006 года в акватории Керченского пролива проводилась очередная, XVII подводно-археологическая экспедиция «Тамань-2006», организованная тольяттинским Клубом подводной деятельности «НЕПТУН-ПРО». Всего в экспедиции приняло участие 53 человека из Тольятти, Саратова, Москвы, Воронежа и Самары. Работы велись под патронажем Краснодарского историко-археологического музея и его представителя – старшего научного сотрудника Александра Кондрашева.

Поиск бронекатера БКА-73

     Поиск проводили совместно с воронежской группой с предприятия подводно-технических работ «Пётр» под руководством Виталия Латарцева. Они занимаются работами, связанными с геофизическим исследованием профиля дна с помощью гидролокатора бокового обзора, но попутно помогают местным археологам и нам (подводным исследователям) своим высококлассным оборудованием. В тот раз мы целенаправленно сканировали дно на траверзе мыса Тузла. Ранее в этом районе нами уже были обнаружены торпедный катер типа Г-5, мотобот проекта ДБ-165, катер-тральщик типа «Р», а также поднято орудие ЗИС-3.

Поиск бронекатера БКА-73

     Катер с сонаром проходил по намеченному маршруту, одновременно проводя сканирование дна. Ширина захвата была по 50 метров по сторонам от катера. «Мертвая» зона под гидролокатором варьировалась, в зависимости от глубины, от 5 до 10 метров. При обнаружении объекта фиксировались координаты, ставился буй. Затем за катером с оборудованием шла лодка с осмотровой командой. Именно она и проводила первичный осмотр объекта, фиксировала его размеры, проводила поверхностный осмотр по поводу нахождения взрывоопасных предметов, опасных конструкций для проведения водолазных работ. Затем все материалы обследования обрабатывались на берегу, в штабе.

Поиск бронекатера БКА-73  Поиск бронекатера БКА-73

     Так произошло и в этот раз, 7 августа. Первоначально предполагалось, что объект – это немецкая быстроходная десантная баржа (БДБ). Были найдены два орудия с очень большим диаметром ствола (около 40 см). Но, по моим данным, в этом районе БДБ не тонули. А диаметр ствола – это еще не его калибр. Нос объекта, судя по сонарному изображению, был сильно разрушен, и нельзя было по обводам воссоздать очертания корабля. Но когда мне начали описывать корму, а точнее, Т-образную невысокую надстройку с характерной скобой-ступенькой, я пришел в неописуемый восторг. Это должен быть бронекатер проекта 1124!

     Дело в том, что наша команда уже несколько лет занималась обследованием объекта, затопленного в районе рифа Панагия. Там, на дне, вверх килем лежит объект, предположительно бронекатер. В нем были найдены кассеты со снарядами калибра 76,2 мм, но ни башен (от танка Т-34–76), ни другого вооружения найдено не было. Мы предполагали, что на катере могли стоять пушки Лендера (они были установлены на 15 катерах проекта 1124), но их не нашли. По архивным данным, в проливе затонуло три бронекатера на украинской стороне и один «разбит авиацией противника в Тамани», но до сих пор ни один из них найден не был. Предполагалось, что на Панагии лежит именно он...

Поиск бронекатера БКА-73  Поиск бронекатера БКА-73

     Представьте чувства искателя, когда все данные, сведенные воедино, открыли картину произошедшего. Не терпелось быстрее произвести осмотр объекта. Был проведен брифинг с командой исследователей, каждой группе отведен свой участок работ и зона ответственности. Волнение в тот день было 3–4 балла, расстояние до объекта около 3 км от берега. Глубина 7–9 метров. Видимость 7–8 метров, что для пролива очень даже хорошо. Погрузились с лодок на объект и сразу же наткнулись на орудие. Так и есть! Это знаменитое орудие времен Первой мировой войны, пушка Лендера (простая русская фамилия простого русского инженера с Путиловского завода в Питере). Ее чертежи мы изучали последние лет пять, и ошибки быть не могло!

     Корма хорошо сохранилась, крышки люков взрывной волной сорваны со своих мест, леерного ограждения нет. В районе кормового орудия зияет большой разлом. Барбет с орудием выворочен со своего места и завален на правую сторону. В корме найдены два автомата ППШ: один с барабанным, другой с рожковым магазином. Рубка разрушена и лежит по левой стороне борта. Пулемет «Кольт» в рубочной башне не найден. В районе машинного отделения виден двигатель. Далее, по ходу в направлении носа корабля, большие разрушения, самого носа нет. В 10 метрах от катера впереди слева лежит носовое орудие. Барбет также вырван. Еще одна находка обнаружена за кормой катера – это колеса от артиллерийской системы, но самого ствола не видно. Или он замыт, или его там не было, а колесная ось может быть и передком от орудия. А может, это и миномет. Мнения участников экспедиции разделились. Что это такое – предстоит узнать в наших следующих экспедициях.

Поиск бронекатера БКА-73  Поиск бронекатера БКА-73

     Дальнейший осмотр показал, что это действительно бронекатер проекта 1124. По характеру разрушений можно сделать заключение, что катер атакован с воздуха. Сводка о гибели бронекатера от немецких авиабомб подтвердилась, но вот с местом гибели явно произошла ошибка километров на 15–20.

     Итак, наша находка – бронекатер проекта 1124, бортовой номер на момент гибели БКА-73 (построечный № 31, с 18.08.1942 г. № 32, с 18.09.1942 г. № 111, с 16.11.1942 г. №73). Заложен в 1941 г., спущен летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 7 января 1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 30 апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 2 октября 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943 г.). Погиб 2 ноября 1943 г. от прямых попаданий авиабомб. Вооружение: 2 х 76,2 мм пушки Лендера, 1 х 12,7 мм пулемет.

     О результатах нашей работы мы тут же проинформировали главу администрации Тамани, большого патриота Геннадия Майкова. Уже вместе мы запланировали на празднование 62-й годовщины Победы найти и пригласить родственников, погибших на этом корабле. Рассматривался и вариант создания в Тамани Музея моря, где будут представлены в экспозициях и наши находки: орудия ЗИС-3, М-42 (сорокапятка), швейцарский зенитный автомат «Эрликон» и множество других скорбных предметов, поднятых Клубом со дна Керченского пролива. Такая же судьба, скорее всего, ждет и одну из пушек Лендера с БКА-73.

     Вот так ответ на один вопрос порождает массу других: что же за корабль лежит на Панагии и почему у него боеприпасы в стеллажах, но нет орудий? Корабль явно советский, но в сводках погибших в этом месте плавсредств кораблей с 76-мм орудиями не было.

     Для нас, исследователей морских пучин, это новые приключения и новые открытия, а значит, новые экспедиции и новые радости от того, что по крупицам открываются новые страницы нашей истории.

     Историческая справка
    Водоизмещение: стандартное – 44 т, полное – 52,2 т
    Длина: 25,3 м
    Ширина: 4,06 м
    Осадка: 0,76–0,9 м
    Мощность двигателей: 1700 л. с.
    Скорость: максимальная – 19,4 узла, экономическая – 11,1 узла
    Вооружение: 76-мм орудие в башне танка Т-34, два 12,7-мм пулемета «Кольт» или ДШК, два 7,62-мм пулемета (в нашем случае модификация катера с двумя 76,2-мм пушками Лендера, одним 12,7-мм пулеметом «Кольт»)
    Бронирование цитадели и рубки: 5–8 мм
    Экипаж: 17 чел.

Поиск бронекатера БКА-73

© Станислав Долгов, руководитель XVII подводной экспедиции «Тамань-2006». Фото : В. Ильюк, В. Желнов, С. Кутырев. Журнал "Предельная глубина", № 1, 2007 год.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика