Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Подводные экспедиции

    Идентификация «Дюрнштайна»

     65-летие Победы – хороший повод, чтобы вспомнить события минувшей войны. Накануне праздника нам удалось побывать на колесном пароходе, затонувшем в годы Великой Отечественной войны в районе г. Ильичевск Одесской области (Украина).

Пароход «Дюрнштайн»

     Этот пароход долгое время фигурировал среди подводников под условным именем «колёсник», или «колёсный пароход около Ильичевска». И вот в апреле 2010 года ильичевский подводный клуб «Афалина» вернул имя этому затонувшему судну. Оно теперь идентифицировано со стопроцентной точностью. Это – «Дюрнштайн» (Durnstein). В результате многолетних поисков дайв-инструктор Сергей Рябов обнаружил в недрах рэка ящик с остатками судовых карт и документов. Фрагменты бумажных листов, более 60 лет пролежавших под метровым слоем ила, сохранили судовые печати и подписи капитана на судовых документах.

Пароход «Дюрнштайн»

     Впервые «Дюрнштайн» был обнаружен при гидрографическом обследовании акватории Ильичевска 14 июля 1977 г. Его первичный осмотр провели подводники николаевского клуба «Садко» В. Н. Латарцев и В. К. Забровский. Изначально у садковцев было предположение, что это немецкий колесный пароход «Дюрнштайн», потопленный 7 августа 1942 года советской подлодкой М-31 (командир капитан-лейтенант Е. Г. Растогиль). Но архивные данные утверждали, что «Дюрнштайн» затонул 20 августа 1941 года совсем в другом районе – в Керченском проливе. Из-за неточности архивных данных найденный пароход был классифицирован как неизвестный немецкий «колёсный буксир», который погиб в результате навигационной аварии 6 января 1942 г. в районе Одессы. Вопрос с именем судна остался открытым, а потом его местонахождение и вовсе было забыто.

Пароход «Дюрнштайн»    Пароход «Дюрнштайн»

     Вновь пароход был обнаружен после двухлетних поисков ильичевскими дайверами в 2006 году. Но даже многочисленные находки, поднятые с рэка, не смогли точно подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о названии судна. И только поднятые судовые документы позволили поставить в этой истории последнюю точку.

Пароход «Дюрнштайн»

     Колесный пароход «Дюрнштайн» был построен в 1899 году в Будапеште. Первоначально он носил имя «Siraly», а в 1904 году был переименован в «Durnstein» в честь небольшого австрийского городка на Дунае.

     Его длина составляла 56,5 м, ширина – 12,4 м, осадка – 2,74 м. В движение его приводила паровая машина «Schiffswerft Budapest» мощностью 365 л.с. «Дюрнштайн» осуществлял грузовые и пассажирские перевозки по Дунаю между речными портами Австрии и другими придунайскими странами. Пароход являлся собственностью Первого дунайского пароходства (Австро-Венгрия).

Пароход «Дюрнштайн»

     В годы Второй мировой войны судно было мобилизовано в качестве вспомогательного транспортного средства для перевозки армейских грузов. В 1941 году «Дюрнштайн» затонул то ли в результате торпедной атаки советской подводной лодки М-31, то ли из-за навигационной ошибки.

Пароход «Дюрнштайн»

     В настоящее время «Дюрнштайн» находится в 6,5 километрах от города Ильичевск и лежит на глубине 23,5 м на песчано-илистом грунте. Нос судна ориентирован в северном направлении. Корпус стоит на ровном киле и почти на всю высоту борта погружен в грунт. Максимальное возвышение над грунтом – 5 метров – дымовая труба. Хорошо сохранились колесные кожухи и сами колеса, сдвоенный штурвал, деревянные трапы и надстройки, в которых находились каюты.

Пароход «Дюрнштайн»

    © Александр Куракин, Андрей Некрасов. Фото: Андрей Некрасов. Журнал "Предельная глубина", № 2, 2010 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика