Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Подводные экспедиции

    Загадки морского разведчика

     Об этом таинственном рэке пару лет назад нам рассказал английский дайвер Питер Коллингз, который вот уже 25 лет исследует красноморские рэки. Тогда в разговоре он назвал этот рэк, который он с командой нашел в 1993 г., не иначе как «Soviet spy ship» (советский корабль-шпион). Тогда в редакции журнала "Предельная глубина" и родилась идея попасть на этот корабль, детально обследовать его и, если повезет, установить его имя. Мы долго готовились к этой экспедиции. Самой главной задачей было найти среди дайверов специалистов, которые бы профессионально разбирались в «кораблях_шпионах» и их секретах...

Загадки морского разведчика
Кормовая часть корабля

     Эта статья-гипотеза основывается на личных наблюдениях, сделанных фотоснимках и сведениях из открытых иностранных источников. В ней возможны неточности, но преобладают факты и истины, установленные непосредственно на месте кораблекрушения. Узнав, что среди прочих планов «Предельной глубины» во время экспедиции на Дальний Юг Египта будет посещение места крушения корабля из состава ВМФ СССР, я с нетерпением ждал встречи с рэком – ведь мне приходилось работать на аналогичных кораблях.

     Нам было известно, что кораблекрушение произошло предположительно в 1985 году на рифах у острова Забаргад. Забаргад представляет собой группу скал тектонического происхождения, возвышающихся над морем на 500 метров. В античные времена на острове существовали рудники (выработки, кстати, сохранились), в которых добывали сапфиры. У подножья скал – небольшое плато, переходящее в песчаный пляж и прибрежный коралловый риф вокруг всего острова. Дно песчаное. Мористее имеются глубины – от 50 метров до километра.

     На берегу раскинулись несколько брезентовых палаток пограничного поста Арабской Республики Египет, в которых живут два десятка солдат. На флагштоке развевается государственный флаг, чтобы не было споров с соседним Суданом о принадлежности острова. По рации, после запроса капитана, пограничники разрешили высадиться на берег двум нашим журналистам и египетскому гиду. Состоялось рукопожатие с двумя офицерами-пограничниками, которые с интересом наблюдали за работой фотографа и видеооператора.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
Остров Забаргад, египетская погранзастава * Место кораблекрушения в восточной бухте острова Забаргад находится в 20 метрах от берега

     Место, где затонул советский корабль, находится в восточной части побережья острова у берега большой бухты. Наименьшее расстояние от внешней кромки рифа до берега – метров пятьдесят. В этом месте рифовая стенка крутая и уходит вниз на 25 метров. Защищенное от ветра побережье располагает для отдыха. Солнце светит постоянно. Но без видимых на то причин дважды в сутки полный штиль может смениться коварным сильным ветром, поднимающим большие волны. Специфика Красного моря – это контрастное соседство пустыни, гор и моря. Даже местные аборигены не берутся предсказывать погоду на день вперед.

     Коралловый риф внешне выглядит сурово: царапает, жалит, за все цепляется, но по своей сути – это хрупкий известковый пористый материал, который превращается в песок от прикосновений ласт дайверов, челюстей рыб и черепашьих клювов. В Египте дайв-боты на коралловых рифах якоря не используют. К морскому дну прикреплены стальные тросы, к которым крепится шамандура (плавающий на поверхности воды синтетический канат с петлей или поплавком на конце). К шамандурам матрос дайв-бота привязывает швартовые концы. Часто, чтобы жестко зафиксировать судно, используют по три-четыре швартовых. Это хорошая морская практика.

Загадки морского разведчика
На капитанском мостике

     И вот наша исследовательская команда, свалившись с «зодиака», погружается на место кораблекрушения. В результате нашего обследования появилась подробная экспликация всего рэка. Останки корабля лежат на кромке рифа вдоль берега правым бортом, разломившись на три части. Корма с надстройкой, палуба с переходным мостиком и трюмом, а так-же носовая часть с полубаком. Глубина по дну – 24 м, по верхней части стоящей мачты – 4 м.

     Рэк можно обойти под водой по кругу вдоль корпуса. В кормовой части на уровне ватерлинии огромная пробоина диаметром 6 метров с рваными краями. В средней части трюма со стороны рифа видны оторванные части листов обшивки размером 5 м и более. Относительно хрупкий металл корпуса толщиной с палец полопался, как пластик. Носовую часть заклинило между прибрежных скал. Ее не било волной о камни, и она сохранилась хорошо. Люки и водонепроницаемые двери везде открыты, сорваны с петель, ограничители выломаны с мясом, вероятно, волной уже после крушения.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика

     Правого переднего якоря и цепи нет в наличии. Ручной стопор якорной цепи открыт. Левый якорь застопорен, и якорная цепь уходит куда-то вниз под корпус корабля. Кормовой брашпиль выглядит исправным, якорь-цепь закреплена. Самое интересное, что она зацепилась за металл пробоины и уходит с загибом куда-то в сторону берега. Самого якоря в расщелине рифа не видно, но цепь лежит расслаблено на поверхности рифа. Якорная цепь имеет диаметр 31 мм. Вес цепи – 3200 кг. Номер изделия 155 списан с таблички брашпиля.

     Из прохода в машинное отделение тянутся, обрываясь на борту, несколько прорезиненных шлангов большого диаметра (20 и 10 см). Внизу под правым бортом на рифе лежит мощная переносная мотопомпа с центробежным насосом и обрывки тех же больших шлангов. Вероятно, механизм сбросило с палубы волной. Кроме того, от кормы корабля к берегу внатяг проложен мощный трехжильный силовой электрический кабель с диаметром жилы 15 мм. Аналогичный кабель лежит свернутым в бухту на корме корабля. Конец берегового кабеля подключен к основной силовой сети судна.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
Якорная цепь начинается на кормовом брашпиле...и скрывается в береговой раcщелине.

     Итак, на сегодня можно с полной уверенностью сказать, что затонувший советский корабль - это военно-морское судно связи. На нем нет вооружения, но оно оснащено радиоэлектронным оборудованием, намного превышающим возможности даже крупных военных кораблей. Это глаза и уши флота и не только. Основная задача морского разведчика – все видеть, все слышать и ни во что не вмешиваться. Внешне подобные корабли похожи на гражданские научно-исследовательские или рыболовецкие суда, часто они выкрашены в белый цвет. Но служат на них по Уставу военно-морского флота, и военных офицеров-специалистов на борту не меньше, чем матросов.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
В кубриках отсутствуют мелкие предметы быта * Электрощит с рубильниками

     Суда связи (индекс проекта 861М – в классификации НАТО класс «Moma» – малые разведывательные корабли/суда связи/гражданские гидрографические суда) строили на верфях Гданьска в Польше. Только в 1968–1974 гг. было спущено на воду 28 таких судов. Судя по сохранившимся шильдикам, это судно было переоборудовано на Астраханском судостроительном заводе имени 10-й годовщины Октябрьской революции в корабль электронной разведки, обладающий большой электровооруженностью и имеющий возможность устанавливать и подключать специальное оборудование под конкретные задачи, в том числе и увеличивать экипаж с 41 до 120 человек. Таких кораблей в ВМФ СССР не с названием, а с номером на борту (например, ГС-78) было около 80 единиц. Подобные корабли несут службу в составе ВМФ России и в настоящее время.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
Осушительная помпа находится между рэком и берегом.

Версия № 1

     Обладая высшим морским образованием и некоторым опытом экспедиционных работ, и с учетом лично увиденных останков корабля, я могу предложить версию произошедшей трагедии. Очевидцы, если им доведется читать эту статью, могут меня поправить.

     Специальный военный корабль связи выполнял задание ВМФ СССР в данном районе Красного моря. Следов присутствия дополнительной команды и спецоборудования не наблюдается. На мачтах сохранились реи для натяжения радиоантенн. Вертикально вверх по коробам идут мощные экранированные кабели для токов высокой частоты. Блоки аккумуляторных батарей для обеспечения электропитания без искрящих помех остались в корпусе корабля. Судно оснащено мощными дизелями и электрогенераторами для обеспечения электропитания аппаратуры. Все это оборудование свидетельствует о том, что экипажем был получен приказ обеспечить электричеством объект на берегу. Поэтому, нарушая хорошую морскую практику, судно максимально приблизилось к рифу, который не был виден под водой, и на берег был подан электрический кабель длиной около 50 м.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
Правый борт рэка.

     Судно стало на якоря, кормовой якорь бросили на рифы, носовые – мористее, развернувшись против ветра и волны. Через какое-то время быстрое усиление ветра и волны потребовало провести маневр корабля для перешвартовки и обеспечения навигационной безопасности. Но электрический кабель, протянутый к берегу, отключить нельзя. Операция снятия с якоря требует подхода корабля к месту его отдачи. Сняться с трех якорей и отойти в море на безопасное расстояние – сложный и длительный маневр – в этих условиях оказался невыполнимым.

     Под воздействием волны, ветра и качки носовой якорь в песчаном грунте начал травить, т. е. ползти. Чтобы как-то сманеврировать и стать против волны и ветра, тем самым уменьшив риск быть выброшенным на рифы, капитан был вынужден отдать правый носовой якорь вместе с цепью в море. Это аварийный случай, когда выбора нет. Но эффект оказался незначительным. Корабль продолжал разворачиваться и дрейфовать к берегу кормой. Работающие двигатели не спасли ситуацию. Винты были уже практически рядом со скалами. Расстояние до рифа (30 м) сокращалось. С первого удара правой подводной частью кормы о риф началась агония корабля. Через пробоину размером более 6 метров в машинном отделении мгновенно хлынула вода и затопила половину судна.

Загадки морского разведчика
Силовые кабели тянутся с корабля на берег

     Отсутствие в машинном отделении водонепроницаемых переборок и наличие всей силовой техники парализовало корабль. Он в мгновение ока лишился возможности хода, работы электрогенераторов, электроснабжения и возможности эффективно бороться за живучесть. Возможно, что все это происходило в темное время суток. Отмечу, что основные устройства на корабле имеют электропривод и аварийный ручной механизм. Кроме осушительных насосов. Корабль, набрав воды, опустился кормой ниже, и удары, проламывающие корпус, стали сильнее по всему правому борту. Металл вокруг пробоины продолжал рваться, и она увеличилась. Корабль развернуло левым бортом к волне и навалило на риф. Кормовая якорная цепь ослабла и закрутилась, зацепившись за рваные края пробоины. Судно получило новые пробоины в трюме и совсем погрузилось. Разрушения и разлом корпуса усугубились прочно застрявшим в расщелине носом корабля.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
Радиорубка * Бухты кабеля на палубе

     Пока судно было на плаву, попытки экипажа установить на палубе аварийную мотопомпу и откачивать воду из машинного отделения были скорее данью порядку – «Правилам борьбы за живучесть». Корабль был обречен уже тогда, когда близко подошел к рифам. Далее встал вопрос о спасении экипажа и ценного имущества. На флоте все делается по команде и заранее отработанному расписанию. У каждого своя задача по тревоге и свой боевой пост. Но человеческий фактор никто не отменял. Кто-то дрогнул, кто-то растерялся, что-то помешало... А процесс разрушения корпуса неумолимо шел своим чередом.

     Попытку спустить спасательную шлюпку с левого борта осуществить не удалось. Матросы откинули только одну переднюю шлюпбалку. Шлюпка вывернулась и застряла. Да и толку в ней в бушующем море вблизи рифа никакого: разобьет моментально. А вероятность выгрести против волны и ветра на спасательной шлюпке с ручным винтовым приводом ничтожна. На сильный шторм указывают и две спасательные шлюпки, сорванные со шлюпбалок и выброшенные на берег. В 1993 г. они были найдены на берегу английскими дайверами из команды Питера Коллингза. Спастись возможно было только вплавь – в индивидуальном спасательном жилете. Надувные плоты в данном случае также не помогли бы. По команде: «Экипажу покинуть корабль!» – советские моряки прыгали за борт в кипящие рифы, а далее, кому Бог поможет, добирались до берега. Ноги, руки побьет, но в итоге волна кого-то выбросит на берег. А там ждут сочувствующие и бессильные помочь люди. Капитан должен покидать судно последним, убедившись, что все возможное сделано. С тяжелым чувством и он, вероятно, прыгнул в море. Наверняка без героизма советских военных моряков, рискующих своей жизнью в чужих водах, не обошлось. О них, возможно, вспомнят лет через 10–20 в каком-нибудь телешоу.

Загадки морского разведчика   Загадки морского разведчика
В кастрюле, найденной на камбузе, сохранился 5-сантиметровый слой подгоревшей пищи. Очевидно, что столкновение корабля с рифом произошло в дневное время.

     Пустой и мертвый корабль било и разрушало о подводные рифы. Корпус, построенный из трех частей: нос с полубаком, трюм с палубой, кормовая часть с машинным отделением и надстройками, – треснул по соединяющим швам и раскололся. Сейчас большие листы металла толщиной с палец плавно покачиваются на глубине 15 метров в такт волнам, набегающим на берег. Отверстия в корпусе рэка зияют насквозь, создавая заманчивые картины с игрой света. Величавый памятник бессилия человека перед стихией и маленькими коралловыми полипами, которые уже безраздельно хозяйничают на корабле.

Версия № 2

     Существует также версия о гибели судна от подрыва на морской мине. Красиво, но судите сами...

     Во время затяжного арабо-израильского конфликта велась «минная война». В 1984–1985 годы в Средиземном море побережье Сирии, Ливана, Египта, Ливии, подходы к Суэцкому каналу, южная часть Красного моря, побережье Йемена и Аденский залив были заминированы неустановленными странами. Цель – приостановить судоходство по Суэцкому каналу и лишить Египет чистого годового дохода более чем в миллиард долларов (в 1983 году) от пропуска судов (60 единиц в сутки) через канал, а также перекрыть поставки нефти из ближневосточного региона и создать повод для ввода военных флотов в данный район для поддержания безопасности международного судоходства. За июнь – сентябрь 1984 года на минах подорвались 18 торговых судов различных стран.

Загадки морского разведчика
Внутри машинного отделения

     Военные корабли США, СССР, Великобритании, Франции, Италии, Голландии, Египта прибыли в Красное море для проведения активных действий по поиску и уничтожению морских мин и досмотру судов под видом борьбы с терроризмом. Черноморский ВМФ СССР в составе 11 боевых кораблей также принимал в этом участие. Минирование осуществлялось больше для испуга, нежели с целью топить торговые суда. Страховые компании исправно оплачивали убытки. Кто ставил мины, кто их производил, сколько их было найдено и уничтожено – дело темное. В сводках упоминался термин – «предметы, похожие на мины». Интересы у всех стран были разные и даже противоположные. В конце 1985 года конфликт пошел на убыль, эскадры частично вернулись на свои базы, хорошо потренировавшись и поиграв мускулами.

     Официально советская эскадра занималась траловой деятельностью и ограниченно – контрольно-разведывательной миссией. Деятельность тралового отряда советских кораблей не освещалась в средствах массовой информации СССР и осталась неизвестной для граждан страны. Все это, несомненно, имело непосредственное отношение к найденному затонувшему кораблю. В состав советского отряда входило судно ГИСУ «Океан» – гидрографическое исследовательское судно Черноморского флота со специалистами-гидрографами для развертывания на берегу и на кораблях теодолитных постов и штурманского оборудования, предназначенного для точной координации боевого траления. Для безопасного траления мин тральщикам надо иметь определение места нахождения с точностью в 1 метр. Спутниковые навигационные системы GPS находятся, как и другие высокоточные системы навигации, в руках США.

     По этим причинам нашему флоту пришлось устанавливать на берегу радионавигационные системы РНС, станции высокой точности БРАС и «Рым-Б». Для этого надо было высадиться на берег, установить радиомачту и оборудование, обеспечить бесперебойное электропитание высокого качества и стабильной частоты. Прерывать работу излучающей станции недопустимо, т. к. все задействованные тральщики тут же потеряют свои места. Возможны подрывы на минах. Не буду развивать военную тему, об этом много написано. Но сейчас ясно одно – погибший советский корабль занимался именно энергообеспечением станции на берегу Забаргада. Таких станций должно было быть три – по вершинам треугольника. Но сам характер пробоины, края рваного металла, закрученные в разные стороны, абсолютно очевидно говорят о происхождении пробоины от удара о риф.

Загадки морского разведчика
Носовая часть корабля

     Небольшая ремарка об атмосфере флотской службы в те времена и в том месте. Она, кстати, частично говорит и о том, почему капитан корабля не смог не выполнить приказ пришвартоваться прямо к краю рифа.

     После окончания траления в конце октября 1985 года отряд боевых кораблей Черноморского флота взял курс в Средиземное море и затем на базу в Севастополе. На противолодочном крейсере ПКР «Ленинград» заканчивалось топливо (корабельный мазут), которого для большого перехода вертолетоносца нужно достаточно много. Командир корабля, капитан I ранга К. Бурсков доложил контр-адмиралу Ф. Громову об остатке мазута, достаточного на переход только до Порт-Саида, где его должен был встретить наш танкер-бункеровщик. Если шторм во время перехода будет сильным, то пустой крейсер может потерять остойчивость, перевернуться и затонуть. На что Ф. Громов официально ответил: «Наполнить топливные цистерны забортной водой». Автомобилисты поймут, что значит залить в бензобак воды, чтобы меньше качало.

     После удивительного «решения» командования и последующего доклада в Главный штаб ВМФ СССР капитану пришел приказ следовать в Красное море к острову Дахлак и ждать заправки мазутом и водой от танкера «Иман». В конце октября отряд боевых кораблей вернулся в Севастополь, где моряки были награждены знаками «За боевое траление». О потерях советской эскадры в прессе не сообщалось. Но возможно, что именно гидрографическое судно «Океан» осталось лежать на дне Красного моря у рифов Забаргада...

Эпилог

Загадки морского разведчика

     Трагедия трагедией, а дайверам на этот рэк ходить рекомендую. Технически он несложный. Смотреть и искать там есть еще много чего, правда, проникновения внутрь корабля осложнены искореженными трубами и рваными проводами, которые создают дополнительную опасность. Наличие естественной освещенности, прозрачность воды, понятное и удобное расположение корпуса облегчает работу фотографам и операторам. Ничего лишнего на борту нет, так как там наверняка проводилась спасательная водолазная экспедиция, которая и зачистила все секретное оборудование.

     Интересовался я по поводу этого корабля у военных моряков, бывавших в то время в тех местах. В ответ – тишина. Пусть она такой и остается в мире безмолвия

    © Евгений Борисов. Забаргад – Москва. Фото И. Зайцев. Журнал "Предельная глубина", № 3, 2009 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика