Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Подводные экспедиции

    Пришелец из сорок третьего


АНАПА /Краснодарский край/, 2 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Евгений Штиль/.
Третья международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», стартовавшая 30 апреля, обнаружила на дне Черного моря самолет Ил-2.

КРАСНОДАР, 7 мая, РИА «Новости».
В Черном море у побережья Краснодарского края завершилась третья международная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», в ходе которой дайверы обнаружили самолет Ил-2 времен Великой Отечественной войны, сообщил РИА «Новости» в понедельник руководитель экспедиции Константин Богданов.

     Вначале мая 2007 г. ведущие информационные агентства страны сообщили об интереснейшей находке, которую сделали в Черном море аквалангисты Разведывательно-водолазного клуба Краснодарской молодежной организации «Кубанский подводный проект» и Российской подводной федерации в ходе третьей ежегодной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».

Пришелец из сорок третьего

     Экспедиция, в которой приняли участие 15 дайверов из России и Украины, проводилась с 1 по 7 мая 2007 года по маршруту Тамань–Анапа–Новороссийск с целью исследования мест сражений. Эта морская дорога в годы Великой Отечественной стала ареной минной войны. Караваны судов, идущие в сражающиеся Севастополь и Керчь, подвергались атакам с воздуха, попадали на минные поля и гибли, не дойдя до порта назначения.

     В этом году мы решили изменить формат нашей экспедиции и сосредоточить все усилия на территории черноморского побережья Краснодарского края, не затрагивая, как в прошлые годы, территории Украины. Подготовка экспедиции заняла около полугода. Это и фрахт корабля, и проработка маршрута, и получение различных согласований. Реализация большей части наших планов стала возможна благодаря поддержке председателя Комитета по делам ветеранов Госдумы Николая Ковалева, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, начальника порта Новороссийска Владимира Ерыгина, командования Черноморского флота и администрации Новороссийска.

Пришелец из сорок третьего

     Экспедиция проходила в два этапа. Сначала мы обследовали район от мыса Железный до Большого Утриша, где искали возможные места гибели советских кораблей. Ориентиром для поиска стали точки, полученные в результате огромной работы, проделанной руководителями краснодарской организации «Кубанский подводный проект» Сумбатом Александровым и Александром Литтигом. Они – директора краснодарских дайв-центров «Ямайка» и «Эксплорер». Ребята провели большую подготовительную работу, упорно опрашивали капитанов и штурманов, выясняя координаты, где рыболовецкие сети и тралы цеплялись за препятствия на дне. В результате они создали собственный каталог точек зацепа. В указанном районе поиска дно ровное и чистое, поэтому Сумбат и Саша предположили, что в местах зацепов могут находиться погибшие корабли. Наша экспедиция за неделю побывала на 10 таких точках. Две из них дали неожиданный результат.

Пришелец из сорок третьего

     Наша команда базировалась в красивейшем месте – анапском заповеднике Большой Утриш. Судно «Агат», на котором мы ночью вышли в море, обладая прекрасной мореходностью, весьма ощутимо реагировало на любые колебания водной глади. Пятичасовой переход по штормовому морю многим запомнился надолго…

     Утром, когда мы пришли на точку в 15 километрах от берега и эхолот явно прописал большое пятиметровое возвышение над грунтом, погода дала нам возможность одеться и накинуть спарки. И вот глубина…

Пришелец из сорок третьего

     О чем думают люди, каждый раз уходя в глубину на неизвестный объект? В сердце каждого жила слабая надежда, что именно сейчас нам откроется легендарный эсминец «Смышленый», погибший в этом районе в годы войны. Корабль возвращался из осажденной Керчи и подорвался на мине. Двое суток экипаж боролся за живучесть, но корабль опрокинулся и затонул. Спаслись всего два человека. Существовала вероятность увидеть на дне судно дореволюционной постройки «Кола», также погибшее где-то в этом районе… Найденное нами 80-метровое судно лежит на глубине 26 метров. Корма – на левом борту, а носовая часть – вверх килем. Грузовой трюм (а это именно грузовое судно, видимо, мобилизованное для военных целей) сложился, как карточный домик. Вооружения на рэке нет, стоят лебедки, грузовые стрелы. Скорее всего, это сухогруз, погибший, судя по характеру разрушений, либо в результате торпедной атаки, либо в результате взрыва мины. Мы не нашли ни единой детали, которая позволила бы установить название корабля. Однако можно с уверенностью сказать, что это не «Кола» – погибший корабль более поздней предвоенной постройки.

Пришелец из сорок третьего

     Следующий день полностью разрушил надежду на работу в удаленных от берега районах. Волнение моря в 2–3 балла позволяло работать лишь на небольшом удалении. Точка за точкой, час за часом. Одна, вторая, третья… Вдруг на экране прибора появляется небольшое возвышение. Метр, не больше. Несмотря на погодные условия, мы с Сумбатом решили все-таки осмотреть дно в этом месте и провести круговой поиск по катушке. Опустившись на дно, мы не поверили своим глазам, когда из темноты вдруг появился силуэт угловатой кабины самолета, плавные обводы фюзеляжа, винт, крылья. «Ил-2» – пишет Сумбат Александров на моем слейте, и мы идем на всплытие.

Пришелец из сорок третьего

     Следующие дни работы на самолете показали, что наш Ил-2 – это двухместный штурмовик, который лежит на дне моря в хорошем, практически музейном состоянии. Видны крылья с пулеметами, еще сохранившаяся заводская покраска, сохранились элементы управления и хвостовые горизонтальные рули. Даже пулемет стрелка – лакомая добыча любого «любителя раритетов», а проще говоря, мародера, – на своем штатном месте. Значит, мы на этом объекте первые. Значит, наша первейшая задача – провести фото и видеосъемку, зафиксировать все на пленку. Мало ли кто после нас сюда еще попадет и с какими целями… В следующие дни нами была проведена размывка грунта в районе кабин пилота и стрелка. И еще одна удача. Мы не обнаружили останков экипажа и личных вещей летчиков. Надеемся, что после посадки на воду им удалось спастись.

Пришелец из сорок третьего

     Завершалась наша экспедиция мемориальной вахтой в Новороссийске. По уже сложившейся в течение трех лет традиции участники «Поклона кораблям Великой Победы» встретились с ветеранами войны, участниками боев за Новороссийск, Туапсе, Керчь, и представителями Новороссийской базы Черноморского флота. Президент Российской подводной федерации А. Аржанова отметила, что такие встречи важны не только для ветеранов, но и для всех нас, поскольку дают возможность пообщаться с участниками сражений и получить от них оценку того, что сегодня делаем мы, наше поколение, наша экспедиция.

Пришелец из сорок третьего

     Программа, проведенная с помощью ребят из дайв-клуба «Адмирал Нельсон» и при содействии руководства порта в Цемесской бухте, включала погружения на советский корабль «Морской охотник» и транспортное судно «Червонный казак». На обоих кораблях мы установили таблички с надписью «Морякам-черноморцам. Помним. Гордимся. Скорбим». Это то немногое, что мы сегодня можем сделать для героических экипажей, которые навсегда остались на дне моря со своими кораблями.

Пришелец из сорок третьего

    С историческим материалом Вы можете ознакомиться в статье Битва над Эльтигеном (Исторические факты)

     © Константин Богданов, RD PADI, руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Фото: Сергей Гусев, Арсен Мавян, Евгений Штиль. Журнал "Предельная глубина", № 3, 2007 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика