Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Подводные экспедиции

    Подводный рубеж

     На высоком пустынном мысу из окаменевших кораллов, что с севера ограждает современный порт Травко в Шарм-эль-Шейхе, до сегодняшнего дня сохранились остатки военной базы: дорога из бетонных плит, фундаменты казарм и взорванный центральный бункер. Сотни иссохших на солнце солдатских ботинок до сих пор разбросаны на месте бывших складов с амуницией, тысячи ржавых консервных банок и пустых канистр. На подошвах ботинок клеймо производителя на арабском языке «Рубин» и размеры арабскими цифрами. Совсем недалеко отсюда на ровной скалистой площадке под обрывом у моря, как ни в чем не бывало, на неповрежденных гусеницах стоит английский бронетранспортер «Bren Carrier» MK-I...

Подводный рубеж

     Мое расследование этой истории, наверное, началось, когда я впервые отправился на затонувший «Tистлгорм». Тогда я в дайверском путеводителе прочел о двух танках, лежащих в разломе его корпуса. Конечно, было интересно на них поглазеть. На деле боевые машины оказались довольно странными: ни башен, ни пушек. Может это и был тот случай, когда «башню снесло»? Однако не похоже. Да и маловаты казались они по размерам для танков – не больше хорошего джипа. Броня их тоже не впечатлила – что-то вроде листового железа.

     В тот год я работал в одном из дайвцентров Шарм-эль-Шейха, и мне приходилось самому нырять с тяжеленным тросом-шамандурой, чтобы привязывать дайвбот к корпусу «Тистлгорма». После Кипра и нырялок на «Зенобии» было непонятно, почему над знаменитым рэком не установлены швартовочные бочки, почему нет даже маркерного буя, и каждый раз приходится искать его по GPS в открытом море. Ну ладно – «Восток дело тонкое» и «В чужой монастырь...» – ну, вы в курсе. Вся эта процедура привязывания часто затягивалась и отнимала все силы, т. к. порой, прыгнув в воду по команде капитана, вообще невозможно было увидеть, где находится затонувшее судно. Тащишь этот толстенный трос против течения по компасу, наконец, увидишь в туманной дали корпус «Тистлгорма», но только соберешься шамандуру на нем закрепить, а команда дайвбота уже начинает трос подтягивать и вновь вытаскивает тебя на поверхность.

Подводный рубеж

     Привязав кормовой и носовой канаты дайвбота, надо было опять на него подняться, забрать группу дайверов, провести с ними первое обзорное погружение вдоль корпуса, а через час – второе по трюмам. Так что особо внимательно разглядывать «танки» просто не было времени – на «Тистлгорме» еще много чего интересного надо успеть показать группе. Нырять тогда приходилось со стандартными 12-литровыми баллонами с воздухом, а их надолго не хватало: «Тистлгорм» на 30 метрах лежит. Да и в группе всегда находился товарищ, поглощавший воздух килограммами и фактически определявший время дайва для всех остальных. В дальнейшем, когда я уже начал нырять со своими достаточно опытными клиентами на найтроксе с баллонами увеличенной емкости, удалось уделить этим «танкам» больше внимания.

     На самом деле их вовсе не два, а, как минимум, четыре. Да и не танки это вовсе, а английские гусеничные тягачи бронетранспортеры «Bren Carrier» MK-I или MK-II. Различие между ними незначительное, и при нынешней их сохранности на «Тистлгорме» определить его трудно. На MK-II на месте заднего бампера должно быть массивное хитроумное буксирное устройство на горизонтальной рессоре. Использовались эти транспортеры для мотопехоты, перевозки грузов и буксировки орудий. Эти бронетранспортеры открытого типа и «защищали» сидящих в кузове трех-четырех солдат не выше пояса. В такой же открытой кабине размещался водитель (руль справа – техника-то английская) и стрелокпулеметчик. Пол кабины был более низкий, чем в кузове, и водитель со стрелком могли укрыться за бронированными стенками почти полностью. Вообще пространство в кабине явно сконструировано не для людей с крупным телосложением.

Подводный рубеж

     В производство эти бронетранспортеры были запущены в начале 1930х годов в Англии, затем в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, США. К 1945 году было произведено около 90 тысяч машин. Использовались они в войсках стран антигитлеровской коалиции, в том числе и в Советской Армии. Во Франции немцам досталось настолько много трофейных «Bren Carriers», что они успешно использовали их для патрулирования оккупированных территорий. Те бронетранспортеры, что сейчас можно видеть на затонувшем «Тистлгорме», предназначались для формировавшейся осенью 1941 года 8-й Британской армии, сражавшейся впоследствии с танковыми войсками немецкого генерала Роммеля в Северной Африке. В те времена немецкие и итальянские армии с территории Ливии рвались к Александрии, Каиру и Суэцкому каналу, ведь дальше – ближневосточная нефть! Дойти до канала им так и не удалось: с территории Египта им противостояли британские войска.

     Закончилась Вторая мировая война, но страсти вокруг Суэцкого канала продолжали кипеть. Еще в 1888 году в Константинополе была подписана Международная конвенция по Суэцкому каналу, которая провозглашала, что канал должен быть открыт для судов всех наций как во время войн, так и в мирное время. Конвенция запрещала акты враждебности в водах канала и сооружение фортификационных сооружений на его берегах. Однако с началом вооруженного противостояния между арабскими странами и Израилем, Египет с 1949 года отказал в использовании канала израильтянам и всем судам тех стран, которые с ними торговали, а в июле 1956 года вообще объявил о его национализации. Также было сделано заявление о закрытии Акабского залива для израильского судоходства. Военноморская база, расположенная в районе нынешнего Шарм-эль-Шейха у узкого пролива Тиран давала тогда Египту такую возможность.

Подводный рубеж

     В результате секретного соглашения между Англией, Францией и Израилем, израильские войска 29 октября 1956 года начинают боевые действия и захватывают Синай с целью восстановить международный контроль над Суэцким каналом и проливом Тиран. Однако в марте 1957 года после получения международных гарантий о том, что жизненно важные водные пути для Израиля останутся открытыми, Израиль согласился на вывод своих войск с Синайского полуострова и из сектора Газа. Контингент войск ООН в количестве 3300 человек занял позиции, оставленные израильской армией. Не смотря на добровольный вывод израильских войск, египтяне так и не разрешили израильским торговым судам свободный проход через Суэцкий канал.

     В качестве альтернативы маршруту через Суэцкий канал в Азию и Восточную Африку израильтяне построили на берегу Акабского залива порт Эйлат. Но в мае 1967 года президент Египта полковник Абдель Гамаль Насер, основатель Организации освобождения Палестины, вновь заявил о закрытии залива для израильского судоходства. Объявленная Насером блокада привела к новой арабо-израильской войне. Израильские войска стремительно преодолели позиции египтян и захватили Газу и весь Синайский полуостров за 6 дней. Однако возобновить судоходство через Суэцкий канал Израиль смог лишь в 1975 году – после признания его Египтом и подписания мирного договора.

Подводный рубеж

     Вывод израильских войск с Синая в соответствии с Кемп-Дэвидскими соглашениями проходил долго. Лишь в марте 1982 года, предварительно уничтожив собственный курортный город Ямит на средиземноморском побережье, израильтяне передали Синай Египту. Возможно, в очередной раз уходя с Синая, израильтяне уничтожили и египетскую базу в ШармэльШейхе, а заодно и сбросили в море хранившуюся на ее территории устаревшую египетскую трофейную технику: военные грузовики, джипы и бронетранспортеры «Bren Carrier». Когда это было – в 1957-м или 1982-м – пока не очень непонятно.

     Гусеничные транспортеры «Bren Carriers» были переданы Египту Британией в 1948 году во время израильской войны за независимость. Они широко использовались египетской армией и во время Синайского кризиса 1956 года. Тогда, 29 октября, израильские войска начали захват всего Синайского полуострова с целью выхода к Суэцкому каналу и разблокирования пролива Тиран. Через четыре дня в руках египтян оставались лишь гарнизоны в Газе и Шарме, но и они сдались к концу недели. Утром 5 ноября 1956 года израильская 9-я пехотная бригада после авианалета занимает ШармэльШейх. В результате в плен попадают 864 египетских военнослужащих, а среди трофейной техники оказывается 260 транспортеров «Bren Carrier».

Подводный рубеж

     Вот описание этой картины одним из участников тех событий: «Нам удалось не только занять удобную позицию, но и насладиться прекрасным видом. Из гавани Шарм-эль-Шейха, расположенной на южной оконечности Синайского полуострова, где воды Суэцкого и Акабского заливов встречаются с Красным морем, открывается прекраснейшая из картин природы, которую мне когда-либо доводилось наблюдать. Вода тут глубокого синего цвета (египетские военнопленные предостерегли нас от попыток искупаться, поскольку море здесь кишит акулами), она – словно драгоценный камень, оправленный в темно-красные скалы. Даже строения на берегу – белая мечеть с высоким минаретом – вписывается в картину некой волшебной страны, спрятанной среди горделивых скал.

     Между тем повсюду виднелись свидетельства недавно бушевавшего сражения. От оборонительных сооружений и складов, по которым всего несколько часов назад отработала наша авиация, в небо поднимались клубы дыма. Египетские бронетранспортеры Брена – частью разбитые, частью вполне исправные – были разбросаны тут и там по территории гавани. На холмах виднелись военнослужащие 9-й бригады с оружием наготове, занятые зачисткой местности и сбором военнопленных».

Подводный рубеж

     Весьма вероятно, что свою военную технику у нынешнего порта Травко сбросили в море сами египтяне перед сдачей гарнизона, так как в традициях израильской армии всегда было использование исправного трофейного вооружения. Вышедшая из строя техника собиралась израильскими торговцами металлоломом и продавалась в Японию и Индию.

     Сейчас под крутым обрывом у заброшенной военной базы на глубине от 10 до 37 метров свалено более тридцати гусеничных транспортеров и несколько колесных автомобилей. Кораллы не любят селиться на резине, и на одной из покрышек и по сей день четко видны выщербленные следы от пуль.

Подводный рубеж

     Похоже, что машины просто подгоняли к нависающему над водой обрыву, включали передачу, и они своим ходом съезжали навстречу морской бездне. На одном не долетевшем до воды грузовике «Bedford» с пробитым пулями стальным кузовом в покрышке заднего колеса протерта круговая канава через все корды. Видно, что это колесо еще долго вращалось через заклиненный дифференциал при работающем двигателе и терлось о коралловый выступ, пока топливо не закончилось. Тут же рядом у самой воды останки еще одного перевернутого автомобиля с разбитой коробкой передач и искореженной решеткой радиатора. А вот и старина «Bren Carrier» держит свой последний рубеж на суше, а его собратья продолжают обороняться под водой от международной армии дайверов, окончательно захватившей ШармэльШейх.

     Сохранность этой техники довольно хорошая, кораллы еще не успели покрыть ее толстым слоем обрастаний. Любимые трофеи дайверов – рули – пока на месте. Самый глубоко расположенный транспортер (37 метров) стоит на ровных гусеницах. Сосчитать количество джипов, грузовиков и бронетранспортеров здесь трудно – лежат они друг на друге в несколько слоев.

Подводный рубеж

     Посещение этого дайвсайта не приветствуется местными властями, его нет и в дайверских атласах-путеводителях. Видимо, отчасти это вызвано тем, что он фактически находится на территории таможенной зоны международного пассажирского порта Шарм-эль-Шейха. Кроме сваленного под водой железа смотреть здесь нечего – отвесная подводная стена абсолютно безжизненна, лишь гигантская мурена как мрачный страж охраняет это кладбище военной техники.

     Противоположный берег залива шумит веселой анимацией на пляжах отелей, мимо проплывают белоснежные дайвботы, а этот кусочек истории застыл во времени как памятник еще одной бессмысленной войне на планете Земля.

Подводный рубеж Подводный рубеж

    © Игорь Кот, инструктор PADI. Шарм-эль-Шейх. Журнал "Предельная глубина", № 3, 2009 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика