Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Исторические факты

    1941-ый: Трагедия над озером Сиг

     Это историческая справка к статье Как мы снимали «Дуглас» (Подводные экспедиции)


Технические характеристики самолета «Дуглас ДС-3»
Длина, м     19,66
Размах крыла, м     29,98
Высота хвоста, м     5,16
Площадь крыла, м2     91,7
Двигатели     Два Pratt & Whitney R-1830-92
Крейсерская скорость, км/ч     297
Дальность полета, км     2 160
Высота полета, м     7 350
Вес пустого, кг     7 700
Максимальный взлетный вес, кг     13 190

     Шел второй месяц Великой Отечественной войны. Немецкие войска стремительно продвигались на восток. Среди сплошных лесов северо-запада Калининской (ныне Тверской) области главной транспортной магистралью была железная дорога Бологое – Полоцк. Еще в начале ХХ века царь Николай II понял значение такого железнодорожного пути в случае войны с Европой. И к 1907 г. железная дорога Бологое – Полоцк была построена. По этой дороге к фронту шли военные эшелоны, на которых каждый день охотились немецкие самолеты. 26 июля 1941 года в небе над железной дорогой в районе станции Осташков разыгрался один из трагических эпизодов той войны.

     С аэродрома Едрово (рядом с Бологое) в сторону Андреаполя поднялся советский транспортный самолет. На его борту находился техперсонал аэродрома и груз боеприпасов. Самолет летел вдоль железнодорожной ветки Бологое – Осташков – Андреаполь. Никто из находившихся в транспортнике людей еще не сталкивался с войной. Самолет шел без прикрытия истребителей и был отличной мишенью. Вдруг навстречу «Дугласу» вынырнули два немецких истребителя. От лобовой атаки транспортник ушел влево. Показалась гладь озера Сиг. Спасаясь от фашистов, самолет ушел на предельно низкую высоту над озером. Словно какая-то неведомая сила притянула его к воде.

     «Дуглас» сел брюхом на озеро и какое-то время держался на плаву. Люди стали выпрыгивать в воду. Покружив над местом трагедии, немецкие истребители ушли на запад. Самолет остался лежать на дне озера Сиг. Прошли десятилетия, но война продолжает напоминать о себе.

Трагедия над озером Сиг

     В средней школе № 1 г. Осташкова существовал музей и работал отряд следопытов. Одним из направлений поисков, которые проводили школьники, были места падений советских самолетов в годы Великой Отечественной войны на территории Осташковского района. На карте значились предполагаемые точки: Сорога, Поребрица, Локотец, озеро Сиг. Школьники решили отправиться на место падения самолета в озеро Сиг.

     Морозным январским днем 1983 года группа школьников отправилась на маршрут. Сохранились строчки из походного дневника: «...6.30 утра. Собрались на автовокзале – у всех большие рюкзаки, ведь идем на целый день. До Семенова Села доехали на автобусе, а дальше – пешком. В д. Куряево обратились к Т. Н. Павловой. Она приветливо нас встретила, пригласила войти в дом и всех усадила (нас было 16 человек). Но, к сожалению, подробностей о гибели самолета Татьяна Николаевна не знала. Поблагодарив за гостеприимство, мы ушли дальше. И вот мы уже держим путь в деревню Старый Сиг. В 16.00 мы в деревне. Разговорились с жителями. Анна Васильевна Соловьева рассказала о катастрофе транспортного самолета, показала приблизительно место его падения на озере.

     «...Стояла тишина. Тот день был тихим, солнечным. Фронт был еще далеко от наших мест. Буквально в считанные минуты со стороны города возникли самолеты. Один большой и два маленьких, юрких. Они кружили над большим, и были слышны выстрелы. Мы тогда еще не знали где наш самолет, а где немецкие. Большой самолет очень низко опустился над озером и летел, чуть ли не касаясь воды крыльями. Потом было видно, что он хотел взлететь, но словно какая-то сила прижимала его к воде. И через какое-то мгновение самолет сел на брюхо на поверхность озера. Медленно-медленно начал погружаться. Люди выскакивали из самолета в воду. Тут все, кто в нашей деревне видел это, бросились к лодкам. Из нашей деревни поплыли две лодки – а это где-то 2,5 километра до самолета, из деревни Буковичи тоже поплыли лодки – от нее намного ближе к месту катастрофы... Тонущих людей подобрали в лодки, но не всех. Трое утонули. Уже осенью двое всплыли у нашей деревни – их похоронили у дороги на Буковичи. Так они и лежат там сейчас...»

     Темнеет. Впереди неблизкий путь, до деревни Буковичи по льду озера почти 4 км, а там до города еще 9 километров. Правда, мы предполагаем пройти как раз над утонувшим самолетом.

     Широкая гладь озера, а где-то на четырехметровой глубине под нами лежит самолет. Подходим к Буковичам – привал. На лесную дорогу выходим в полной темноте. Тут мы осознаем, что не рассчитали свои силы. Поход оказался намного сложнее, чем мы предполагали. Пешком 9 километров через глухой лес почти в кромешной темноте запомнились на всю жизнь...»

     Так мы нашли самолет. Запросив Центральный архив Министерства обороны в г. Подольске, мы позже получили возможность ознакомиться с документом, свидетельствующем об этом событии.

    Фонд 1080, (16 Гв. СД), опись 1, дело 108, коробка 10715: «Разведданные 249 СД».
    Разведсводка № 05, штабдив 249, д. Козловцы, 28.7.41.
    19.00. 26.7.1941. Наш транспортный самолет, принадлежащий 18 авиаполку, следовавший Едрово – Андреаполь, пролетая над озером Сиг, потерпел аварию и в 1 км от восточного берега в районе Буковицы затонул. Из находившихся на борту 17 человек технического персонала спасено 14. Расследование вело командование аэродромом.

    © Елена Моисеева. Командир отряда «Поиск», г. Осташков. Журнал "Предельная глубина", № 2, 2008 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика