Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Исторические факты

    Битва над Эльтигеном

     Это историческая справка к статье Пришелец из сорок третьего (Подводные экспедиции)

     Врезультате крупных стратегических успехов Красной Армии на Украине Кубанский плацдарм, оборонявшийся 17-й немецко-фашистской армией, оказался в глубоком тылу, за южным крылом наступающих советских войск. Над находившимися на плацдарме 12 пехотными и одной кавалерийской дивизиями вермахта нависла угроза уничтожения. В этих условиях Гитлер был вынужден отдать приказ об отводе с Кубани своих войск, чтобы использовать их для обороны Крыма. При отходе он требовал придерживаться тактики «выжженной земли». Чтобы сорвать эти планы, советские войска 16 сентября штурмом овладели городом и портом Новороссийск, а 9 октября весь Таманский полуостров был очищен от противника. Советские войска провели в этом районе шесть наступательных операций, производили перегруппировку войск и готовились освободить Крым. Командующий войсками Крыма генерал Енеке имел 369-тысячное войско, не считая личный состав люфтваффе и ВМС.

Трагедия над озером Сиг

     К сентябрю 1943 года летчики нашего полка в Куйбышеве на авиационном заводе получили новые двухместные Ил-2, перегнали их в Ставрополь. Затем наш 43-й гвардейский в полном составе перелетел на полевой аэродром севернее станицы Славянской. В конце октября 1943 года 43-й гвардейский полк начал боевые действия с аэродрома у хутора Ханькова. Первую шестерку штурмовиков повел опытный летчик Тамерлан Каримович Ишмухамедов. Я летел с ним воздушным стрелком. Это был мой первый боевой вылет. Взяли курс на запад. Группе поставили задачу: нанести бомбовый удар по артиллерийским позициям противника на Керченском полуострове, откуда немцы вели огонь по нашим войскам, находящимся на косе Чушка.

     Впереди Керченский пролив. За ним – гора Митридат. У ее подножия раскинулась многострадальная Керчь. Над Керчью идет воздушный бой. Берем немного севернее и, маневрируя, снижаемся. Уходим от разрывов вражеских снарядов то вправо, то влево. Летчики пускают эресы, а затем дружно пикируют и сбрасывают бомбы на артиллерийские позиции. Не прекращая стрелять из пушек и пулеметов, отворачиваем в море и берем курс на Тамань.

     Первый вылет удачный: на аэродром вернулись все. Правда, на некоторых машинах оказались пробоины, но техники вместе с ремонтниками быстро их залатали. Благополучно совершили вылеты и другие группы. Утром 1 ноября стало известно, что холодной штормовой ночью с 31 октября на 1 ноября 1943 года десант 318-й Новороссийской дивизии погрузился на военные корабли и катера и высадился у рыбачьего поселка Эльтиген южнее Керчи.

Битва над Эльтигеном

     Артиллерию буксировали на плотах, но поднялся сильный шторм, и плоты начали тонуть. Многие легкие мотоботы и бронекатера волной выбрасывало на берег, другие суда, поврежденные огнем, потеряли управление и утонули. Но все же около 2500 десантников вступили на крымскую землю. Утром и днем 1 ноября враг пытался сбросить десант в море. Это видели летчики и сообщали по радио, что десантники сражаются. На помощь им была брошена авиация, в том числе и наш полк. На Эльтиген шестерку Ил-2 опять повел Тамерлан Ишмухамедов.

     Вот и Керченский пролив. Внизу коса Тузла, а далее, весь в огне, Эльтиген. К берегу идут мелкие суда. По ним стреляет вражеская артиллерия. Летим со снаряжением. Облачность низкая, море штормит. Выскочив на сушу, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Хорошо видно, что от Керчи движутся резервы. После бомбометания наблюдаем костры – три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как в контратаку устремляются моряки, сбрасывая на бегу бушлаты. После третьего захода Тамерлан командует: «Все, хватит! Сбор над проливом!».

     В это время с запада появляются немецкие истребители, за ними бомбардировщики, а через пролив с Кубани летят наши бомбардировщики, штурмовики и истребители. Над Эльтигеном самолетов – как стая ворон. Мы над проливом. Под нами суда с десантниками держат курс на Эльтиген.

     Вот и Таманский полуостров: стало веселее. Мы садимся на свой аэродром. В то время, как Эльтигенский десант, ведя тяжелые бои, оттягивал на себя основные силы керченской группировки врага, северо-восточнее Керчи уже 2 ноября сражался другой наш десант, который закрепился и с боями начал успешно продвигаться к Керчи. Авиация 4-й воздушной армии поддерживала наземные войска на обоих плацдармах. На земле и в воздухе шли упорные бои, полк делал вылеты на поддержку обоих десантов, уцепившихся за крымскую землю.

     В начале декабря 1943 года положение Эльтигенского десанта стало критическим: немцы блокировали десант с моря, не хватало боеприпасов, продовольствия, людей. Авиация помогала десантникам: днем и ночью наносились удары по врагу, сбрасывались боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

     5 декабря группу на Эльтиген повел Ишмухамедов. Я летел с ним. Над аэродромом облачность была низкая, метров триста. Наверное, каждый думал, как бросать бомбы, если ниже четырехсот метров снижаться не рекомендовалось во избежание самопоражения. Надежда была, что в районе цели облака повыше. Так и оказалось: над проливом самолеты начали подниматься вверх. Впереди – Огненная земля. Над Эльтигеном вспышки взрывов и клубы дыма. Там работают другие группы наших «илов», истребители ведут воздушные бои.

Битва над Эльтигеном

     Пробиваемся сквозь заградительный огонь. Группа сбрасывает бомбы на танки и пехоту южнее поселка. Мне хорошо видны действия всей группы. Сбросив бомбы, Тамерлан направляет огонь эресов и пушек на зенитную батарею, давит ее. Мы на бреющем проносимся вдоль переднего края. Остальные – за нами. Несутся с огнем пушек и пулеметов. Вдруг самолет вздрагивает. В правой плоскости огромная дыра. Тамерлан выравнивает самолет. Мы уже над нашим плацдармом. У кромки моря – разворот, и снова на врага. Справа и слева шапки разрывов снарядов. И тут же как обрезало: зенитки прекратили огонь, в атаку устремились «мессершмитты». Мы все, стрелки «илов», ведем по ним огонь. Вижу такую картину: замыкающего из нашей группы Ил-2 атакуют два «месса». Стрелок ведет огонь по одному из них, я немедленно открыл огонь по второму. Один из «мессершмиттов», по которому я стрелял, отвалил в сторону, второй продолжал наседать, но я не мог достать его: Тамерлан маневрировал с размахом. Наконец и этот «мессершмитт» оказался в моем прицеле. Всего 100 метров! Я всадил в него очередь, «месс» перевернулся и упал в Чурбашское озеро.

     Мы летим на низкой высоте, а замыкающий и того ниже, вот-вот коснется винтом волны, идет прямо на нашу баржу. Да, делает посадку на воду. Брызги – и смыкаются над «илом» черноморские волны. На аэродроме производят посадку только пять «илов». К нашему самолету подъехал командир полка. Тамерлан докладывает ему о выполнении задания, о том, как я сбил «месса» и что погибли Тихонов со стрелком Васильевым, замыкавшие группу. – Они не погибли! – воскликнул я. – Они сели на воду рядом с баржей, я видел! Их спасли!.. Зачем я посеял надежду? Очень уж хотелось верить...

    © Из книги Г. А. Литвина «Я был воздушным стрелком». Ставрополь: Таврия, 1990.
    Автор – капитан в отставке, в годы Великой Отечественной войны – воздушный стрелок в составе 43-го гвардейского штурмового авиаполка.
    Журнал "Предельная глубина", № 3, 2007 г.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика