Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Исторические факты

    Жизнь и смерть подлодки «Л-24»

     Минный заградитель «Л-24» считается самой крупной потерей подводного флота СССР на Черном море. Эта подводная лодка принадлежит самой последней и самой совершенной серии лодок типа «Ленинец» (XIII бис) 1938 г. постройки. 20 октября 1938 г. заложена под стапельным номером 354 на заводе № 198 в Николаеве. 17 декабря 1940 г. подводная лодка спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны «Л-24» встретила у заводской стенки. Строительство подводной лодки продолжалось, и на 1 июля 1941 г. степень технической готовности корабля оценивалась на 75 %.

Жизнь и смерть подлодки «Л-24»   Жизнь и смерть подлодки «Л-24»

     В середине августа 1941 г. немецкие войска подошли к Николаеву. 12 августа субмарине пришлось срочно выходить в море. На «Л-24» отсутствовала аккумуляторная батарея и некоторые вспомогательные механизмы и устройства; она не могла погружаться. На выходе из города лодку обстреляла артиллерия противника, а в районе мыса Тарханкут «Л-24» попала в сильный шторм. Внутрь корпуса проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов. Кроме того, в пути «Л-24» выдержала атаку вражеского самолета, но все-таки смогла завершить одиночный переход в Севастополь.

     17 августа командиром подлодки назначен капитан-лейтенант Андрей Антонович Косенко. 9 ноября «Л-24» перешла в Поти, где продолжила проведение мероприятий по вводу корабля в строй. Вероятно, дисциплина на подлодке была не на должном уровне. 12 января 1942 г. за систематическое пьянство командир «Л-24» был арестован и предан военному трибуналу. Рассмотрев его дело, суд направил бывшего командира «Л-24» в штрафную роту, а на его место 9 февраля 1942 г. был назначен капитан третьего ранга Георгий Петрович Апостолов.

Жизнь и смерть подлодки «Л-24»

     7 апреля подводная лодка завершила программу ходовых испытаний, и 29 апреля официально вступила в строй. 12 мая 1942 г. корабль вошел в состав Черноморского флота. В начале июня «Л-24» перешла в Новороссийск и участвовала в операциях по снабжению осажденного Севастополя. За четыре рейса подлодка доставила защитникам крепости 217,3 тонн боеприпасов (6327 снарядов, 22 364 мины, более 582 000 патронов), 95 тонн продовольствия, 98 тонн бензина, эвакуировала на Кавказ 54 человека.

     Прорыв вражеской блокады давался «Л-24» нелегко: только за период 26–28 июня, когда субмарина возвращалась в Новороссийск после четвертого транспортного рейса, она пережила три преследования катеров противника общей продолжительностью 36 часов. Суммарное количество глубинных бомб, сброшенных на подлодку за это время, составило около трех сотен. На субмарине были выведены из строя ряд электроизмерительных приборов, нарушена герметичность баллонов воздуха высокого давления.

Жизнь и смерть подлодки «Л-24»   Жизнь и смерть подлодки «Л-24»

     Прибыв в Новороссийск, «Л-24» попала под печально известный авианалет 2 июля 1942 г. В этот день 64 немецких бомбардировщика Ju-88 в сопровождении истребителей неожиданно вынырнули из-за туч и сбросили на стоящие в гавани корабли около 170 авиабомб. За каких-то четверть часа погибли лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили повреждения. Не избежала их и «Л-24». На расстоянии 5–15 м от борта субмарины разорвались четыре бомбы. Подводная лодка уже начала отходить от пирса, как в этот момент 500-килограмовая бомба попала в машинное отделение эсминца «Бдительный», вызвав взрыв двух его торпед в торпедном аппарате. В результате бомбежки и детонации торпед «Бдительного» подводная лодка получила многочисленные повреждения легкого корпуса и обшивки цистерн, были заклинены волнорезные щитки торпедных аппаратов. Семь членов экипажа субмарины получили ранения и ожоги. В этот же день «Л-24» ушла в Поти, где простояла в ремонте до 12 августа.

     Уже через два дня после вступления в строй субмарина направляется к проливу Босфор, где безрезультатно патрулирует район до вечера 31 августа. Во время возвращения подводной лодки в районе Самсуна несколько самолетов противника, правда, без особого успеха сбросили на «Л-24» 48 бомб.

Жизнь и смерть подлодки «Л-24»   Жизнь и смерть подлодки «Л-24»

     1 октября 1942 г. «Л-24» снова вышла в море. Выставив 4 октября 20 мин у Ялты, лодка двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день «Л-24» обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Производя атаку, «Л-24» подвсплыла, показав тумбу перископа, а затем резко ушла на глубину 45 метров. Охранявшие конвой тральщики R-165 и R-166 сбросили на подводную лодку 9 глубинных бомб, от разрывов которых субмарина получила незначительные повреждения. Через полторы минуты после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали взрыв одной из них. Объектом атаки «Л-24» стал итальянский танкер «Арка» («Arca», 1883 г., 2338 брт.). Было ли судно повреждено и смогло ли вернуться к Босфору, как это указывают многие источники, или же нет, неизвестно. Это судно было позже потоплено британской подводной лодкой «Taku» 26 октября 1942 г. в районе греческого острова Хиос. Подлодка «Л-24» оставалась на позиции до вечера 17 октября, но больше, никого кроме турецких шхун, не встретила.

     15 ноября «Л-24» вновь вышла в море с задачей минной постановки юго-восточнее мыса Калиакра. Успешно выполнив задачу (19 ноября выставлено 20 мин четырьмя банками по 5 мин), субмарина 23 ноября 1942 г. благополучно завершила боевой поход, прибыв в Поти. Следующий выход в море стал для «Л-24» и 57 членов ее экипажа последним. 12 декабря 1942 г. лодка снова вышла на минную постановку в район мыса Калиакра, после чего она должна была вести патрулирование в том же районе, но обратно не вернулась. По плану, к новогодней ночи 1943 г. «Л-24» должна была прибыть на базу.

     В 1991 г. в ходе обследования морского дна подлодка была обнаружена буксируемым подводным аппаратом «Рельеф-4000» болгарского Института океанологии. Она была найдена на глубине 60 м в точке 43° 19,4’ с.ш., 28° 41,5’ в.д. и идентифицирована как ранее не известный корабль, подорвавшийся на мине. Скорее всего, «Л-24» стала жертвой одной из мин румынского заграждения S-15.

    © Евгений Чирва. Военно-морской исторический проект «Великая Отечественная под водой». Журнал "Предельная глубина", № 3, 2009 г.

     С описанием экспедиции Вы можете ознакомиться в статьях "В списках погибших значится «Л-24»" и "Подводная лодка «Л-24»".


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика