Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Происшествия

    Дрифт Сергея Романова

     Сергей Романов: «Бардак с этим дайв-центром начался еще в порту. Баллоны привезли только через час после того, как все погрузились на корабль. Персонал ронял баллоны в воду прямо у пирса и швырял боксы с оборудованием так, что оно рассыпалось, как горох, по дайв-деке. Бардак, мозаика которого состояла из множества других мелких деталей, по моему мнению, и привел к этим событиям.

     Итак, с большим опозданием мы вышли на дейли-боте, на котором, кроме меня, еще были мой сын, мои друзья Николай и Дмитрий, Лена (дайвмастер и единственный представитель дайв-центра на борту), польский инструктор Бартек с двумя интерами, капитан и два матроса.

     Сделали первый дрифт и выбрались на бот. Море было, по моим ощущениям, балла полтора. Весело подпрыгивая на волнах, перебрались на Эль-Фанус и стали готовиться к очередному дрифту. Тут ко мне подходит Лена и спрашивает: «Сереж, а капитан-то знает, что мы будем дрифт делать?». Я поперхнулся от такой постановки вопроса, еще раз подумав про бардак. Волна была в порядке, корма летала, как качели, с амплитудой в три метра. При такой качке на вход уходило до 2 минут на каждого дайвера, но никто из персонала этого не видел. На нижней палубе, кроме нас пятерых, не было ни души.

     Договорились прыгать на сдутых жилетах и собираться под водой. Стали прыгать. Бот тем временем попал в прибойную полосу рифа, и его стало разворачивать к нему кормой. Я шел на прыжок последним, и в этот момент корма находилась практически под 90 градусов и в метре от верхнего края рифа. На взлете палубы я прыгнул и через пару секунд был почти вдавлен опускающейся кормой в риф. Уходить было некуда, вжав голову, я стал сворачиваться в эмбрион. Мне не хватило какой-то секунды – капитан, опасаясь налететь на риф, дал полный газ. Лопасти винта, по инерции смещаясь на меня, чуть не задели голову, срубили маску с регулятором, свернули баллон, пошинковали жилет и с мясом вырвали первую ступень из баллона. И все-таки ногу зацепило!

Дрифт Сергея Романова

     Шок воспринимается как состояние удивительного и спокойного животного ужаса... Когда я понял, что у меня еще и легкие пустые, как папирус, на секунду засомневался – а всплывать ли вообще. Потом все же скинул пояс, вытянул подборок и медленно потянулся к воздуху. Мне казалось, что глубина была метров 7–9, компьютер же показал максимум 2,5 метра. Я всплывал, по ощущениям, лет семь...»

     Спасательная операция по-арабски
     «Я всплыл и почувствовал, что правая рука разбита, с ногой что-то совсем непонятное. Стал махать рукой, увидел, как два араба прыгнули в воду, меня потащили к боту, схватив с двух сторон за руки и опустив лицом вниз, так что я чуть не выпил половину Красного моря... Мои спасители затормозили у кормы. Все, больше никто не знал, что делать. Собрав остатки сил, я схватился за поручень и подтянулся. Хорошо, что разбудили Бартека и он стоял у трапа. Поляк помог мне выбраться на палубу, где я лежал, как суповой набор. Бартек служил спасателем в армии, и в этом мне реально повезло. Он крикнул что-то про веревку. Ему дали толстенный канат, он расплел его конец и стал перетягивать мою ногу. Правда, он не видел, что сзади она была разорвана почти до ягодицы. Матросы принесли с дизеля масляные тряпки и пытались нежно укутать ими мою ногу. Бартек взорвался, а капитан продолжал методично и ласково гладить меня рукой по голове. Я терял сознание, приходил в себя, Бартек поливал меня из шланга... Помню еще спасательный бот, где мне кольнули морфий, дали кислород, помню кучу людей в госпитале. Потом я провалился. У меня редкая группа крови, 6 часов искали донора, нашли повара Усаму, так что во мне теперь и арабской крови намешано. Операция длилась 7 часов».

     Комментарий заслуженного тренера Российской Федерации Бориса Эйдиса:
     Как часто хочется перемотать кинопленку жизни назад, но сделать это невозможно. Разбор этого случая, возможно, убережет других от подобных ситуаций. По словам Сергея, с первых минут у него появилось чувство надвигающейся беды. И это не случайно. Имея уже определенный опыт, дайверу было с чем сравнить, и он отчетливо осознавал, что во всем присутствует элемент бардака. А это неминуемо приводит к беде. Какие советы можно здесь дать?

     Если у вас не очень богатый опыт погружений и вы не можете объективно оценить ситуацию в новом для вас дайв-центре, но при этом возникает некое чувство дискомфорта или тревоги, никогда не погружайтесь в таком дайв-центре! Пользуйтесь услугами только лицензированных дайвцентров, ибо с них есть спрос. Их могут закрыть, а также в судебном порядке с них можно что-то взыскать. С подпольного дайв-центра взыскать ничего нельзя, так как нельзя взыскать с того, что реально не существует в какой-либо организационной юридической форме. Аналогична ситуация с так называемыми инструкторами-фрилансерами (читай: нелегальными мигрантами). Этот случай вдвойне показателен: дайв-центр оказался несуществующим, а дайвгид ближайшим самолетом улетел в неизвестном направлении.

     При выборе дайв-центра лучше всего ехать по рекомендации. Если это невозможно, то обращайте внимание на лицензированность центра государственными органами данной страны. Не путайте это со звездностью, которую некоторые ассоциации присваивают своим аффилированным центрам. Там существуют совершенно формальные требования, которые никто не проверяет. А лицензирование правительственными органами говорит как раз о том, что центр периодически проверяется и соответствует законодательству страны в сфере дайвинга.

     Теперь о самом случае. Проведение дрифта требует не только определенного опыта, но и предельной собранности. Ибо винт у корабля отключается лишь на короткое время. Поэтому группа должна зайти в воду в считанные секунды. Каким образом группа из нескольких дайверов заходила в воду в течение двух минут, не очень понятно. Такого не должно было быть. Зачастую так происходит, когда люди безответственно подходят к своему снаряжению. Например, раздается команда «Go! – Пошел!», и в этот момент выясняется, что, несмотря на то, что минутой раньше все сказали «о-кей», на одном дайвере не надет еще грузовой пояс, второй стоит без ласт, третий просит открыть ему вентиль на баллоне... Внимательно проверяйте свое снаряжение! После команды «гоу» вы уже ничего не должны делать, а только прыгать.

     В море не место браваде, с ним надо быть всегда на Вы. И если вы видите, что погодные условия неадекватные, всегда следует либо отказаться от дайва, либо, что гораздо легче, изменить его вид. В конкретном случае, если при выходе на «боевой курс» стало ясно, что волна очень большая, корабль сильно качает и есть трудности с входом в воду (трудно удержаться на ногах на дайв-деке), то проще всего было бы вернуться назад, спрятаться за риф и сделать обычный фан-дайв.

     При выборе вида погружения всегда адекватно оценивайте собственные физические и профессиональные возможности, а также погодные условия. Как было написано на одном известном дайверовском плакате : «Безопасность – в первую очередь!».

     © Фото: И. Зайцев. Журнал "Предельная глубина", № 1, 2007 год.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика