Dive Travels : Подводные путешествия и приключения

Подводные путешествия и приключения
 
         
         

    Погружения в России

    Мраморный карьер - Первопроходцы

     Полтретьего ночи 16 октября 2002 года. Я выезжаю из города и беру курс на Сортавалу. Автомобиль явно перегружен, предусмотрено все, от шестигранника для разборки регулятора до лебедки на случай, если машину придется затаскивать на скалу. Рядом супруга Юля – помощник, фотограф, да и просто замечательная женщина. Согласитесь, что не каждая жена поедет за 300 км, для того чтобы ее муж осуществил бредовую идею, да еще в день своего рождения.

     Дорога плохая. Идет снег, под снегом лед. Ползем 50–60 км в час. Подъезжаем к Сортавале в 8.30 утра вместо расчетных 6.30. Гостиница, сон 3 часа, завтрак в местном ресторанчике и вперед. Карьер встретил нас мрачной погодой, свинцово-черной водой и отменной видимостью. То, что видимость лучше, чем летом, заметно даже, не спускаясь к воде. Стараюсь все делать быстро, погружаться в сумерках не хочется.

     Из снаряжения у меня нестандартная компоновка из трех баллонов, два регулятора, три фонаря, две катушки – одна большая для ходовика и маленькая аварийная. Опыт предыдущих погружений показал, что использовать веревку диаметром 1,5–2 мм здесь опасно. В шахтах могут оказаться предметы способные порвать тонкий ходовой конец. Поэтому была изготовлена специальная катушка, на которую поместилось 110 метров веревки диаметром 6 мм. Такую веревку не страшно натягивать, находясь в 110 метрах от входа.

     Быстро надев на себя снаряжение, я прыгнул в воду. Температура меня порадовала +5 градусов. Давление в баллонах упало с 260 до 220 бар, но я так и рассчитывал. Проплываю метров 100 по поверхности и начинаю погружение вдоль отвесной скалы. Вход в пещеру № 1, назовем ее пока так, заслуживает особого внимания. Это единственная штольня, имеющая вход в виде горизонтальной щели шириной 2,5 и высотой 0,8 метра. Подплыв вплотную, я провел по периметру фонарем, стараясь сопоставить высоту прохода со своими габаритами. Вспомнились слова Юли, которая сухо заметила на берегу, что с моей компоновкой баллонов ширина в узостях должна быть не менее одного метра. Этого метра явно не было, но пробовать надо. Имея опыт прохождения этой узости с обычной компоновкой баллонов, я решил плыть головой вперед. Первые попытки, как и следовало ожидать, не увенчались успехом. Верхний баллон ударялся о потолок, а живот упирался в нижний край. Был еще один вариант – полностью снять скубу, но у меня была громоздкая катушка, которая мешала. Поэтому вариант со снятием аппарата я решил оставить на крайний случай.

Бесы Мраморного карьера - Первопроходцы

     Верхний край щели представляет собой монолитную скалу, а нижний – груду обломков размером 30–40 см каждый. Поднять и привсплыть с таким камешком нереально, зато его можно перекатывать перед собой, что я и сделал. Переместив несколько камней в сторону, я расчистил себе проход и, совершая несуразные движения, дециметр за дециметром стал просачиваться внутрь расщелины. Сверху стучал баллон, снизу терлись фонарь, аварийная катушка и пряжки компенсатора, в мути я едва видел свои перчатки. Неожиданно все стихло, видимость улучшилась, и я повис в 30 сантиметрах от дна. Ура, я в пещере! Отплываю еще на несколько метров вперед, фиксирую катушку и натягиваю ходовик. Назад оглядываться не хочется, но любопытство берет свое. Оборачиваюсь – выход светится мутным пятнышком без очертаний. В этот момент по плану я должен проверить плавучесть, взглянуть на манометры, проверить работу всех фонарей и принять решение – идти или возвращаться. Однако после такого захода вопрос отпал сам собой, в любом случае придется ждать, пока осядет вся муть. Стрелка на манометре показывает 180 бар. Неплохо, можно израсходовать 80 в один конец и перейти на второй регулятор, оставив резерв в основном аппарате и не нарушая святая святых – правила одной трети. Проверяю свет, все в порядке. Пристегнув основную катушку к правой руке и поддув компенсатор, я с абсолютным спокойствием поплыл в глубь пещеры.

     Катушка работала отменно, я не чувствовал никакого сопротивления. Через короткий промежуток времени прямо по курсу появилось еле заметное белое пятно. Сначала я подумал, что это отражается свет моего фонаря, но пятно не перемещалось за лучом. Еще через минуту я понял, что это свет, который проникает в пещеру откуда_то сверху. Подплываю ближе и понимаю, что я нахожусь на дне хорошо знакомого мне по предыдущим поездкам колодца. Колодец представляет собой выходящую на поверхность вертикальную штольню прямоугольного сечения 4 на 6 метров и глубиной 35 метров, он заполнен водой на 11 метров. Вода имеет голубоватый оттенок и настолько прозрачна, что я видел мелкие камешки с 35-метровой высоты. Всплывать вверх я не стал, вспомнил, как мы развлекались в прошлый раз, бросая в колодец камни. В общем, сижу на дне, смотрю вверх и наслаждаюсь видом неба. Останков бедной коровы, которая, по словам местных, упала в колодец несколько лет назад, я не обнаружил.

     Смотрю на катушку, размотана только половина веревки, значит расстояние от входа всего 50–60 метров, а я рассчитывал на 110. Начинаю рыскать фонарем по стене и достаточно быстро нахожу небольшой проход, примерно 1,5 х 1,5 метра. Вплываю внутрь и попадаю в крохотный гротик, площадью 15–20 м2. Все, это тупик – конец штольни. В середине грота лежит какая-то конструкция из бревен, за нее и будем крепить ходовой конец. Положив катушку на дно, я принялся перерезать веревку. Процедура эта оказалась несколько сложнее, чем я предполагал.

     Конструкция из бревен сдвинулась, и сразу появилась муть. В какой-то момент мне показалось, что освещение померкло, но я еще видел ходовой конец, поэтому не прерывал работу. Через несколько секунд я решил подсветить ходовик основным фонарем, и тут до меня дошло – «Вега» погасла. Я решил не доставать запасной фонарь, так как надо было быстрее фиксировать отрезанный ходовик. Видимость падала с каждой секундой, мои пальцы различались с трудом. Еще немного, ходовик зафиксирован и подтянут. Осталось забрать катушку с веревкой и пора убираться из этого склепа. Держась за ходовик левой рукой, начинаю шарить правой по дну. В том месте где, как я думал, должна быть катушка, ее не оказалось. Только сейчас я понял, что совершил ошибку. Катушку следовало пристегнуть к компенсатору, а не оставлять на дне. Сделав несколько попыток и уменьшив видимость до нуля, мне стало понятно, что без маленькой катушки не обойтись. Сразу хочу заметить, что ситуация не была аварийной, я мог в любой момент отказаться от поиска катушки до следующего сезона и спокойно вернуться по натянутым перилам, конец которых я сжимал в левой руке. Но бросать только что специально сделанную для пещерных погружений катушку не хотелось.

Бесы Мраморного карьера - Первопроходцы

     Упражнение под названием «Кошмар спелеоподводника», или потеря ходового конца, я проделывал на тренировках в бассейне не один раз, без маски и с закрытыми глазами. Здесь все то же самое с разницей, что найти надо не ходовик, а катушку. Фиксирую маленькую катушку в месте крепления ходовика и отплываю в сторону, делая полукруг. В этот момент я вспомнил, что мое освещение – только крохотный фонарик мощностью 2 Вт, закрепленный на маске. Где-то глубоко пробежал холодок. Достаю запасной фонарь, мутное пятно перед глазами стало ярче, видимость по прежнему нулевая, но с двумя фонарями спокойнее. Катушка нашлась совсем не там, где предполагалось, стало понятно – ориентация потеряна окончательно. Пристегиваю потерю к компенсатору, сматываю маленькую катушку и выхожу из грота по ходовому концу. Прозрачная вода штольни и свет, падающий из колодца, полностью меня успокоили. Манометр показывает 120 бар, значит, на второй регулятор можно не переходить. «Вегу» так и не удалось реанимировать, но это уже не тревожит.

     Плыву к выходу, по дороге пытаясь натягивать проложенный ходовик. Подплыв к щели, я обнаружил, что муть почти исчезла. В карьере на глубине до 15 метров она состоит из хлопьев, которые быстро оседают. Со второй попытки я протискиваюсь через проход и с чувством победы плыву к месту спуска. Установка буйка перед входом прошла без приключений. Общее время погружения составило 1 час. В штольне я пробыл 36 минут на глубине 11 метров, которая практически не менялась. Видимость достигала 15 метров. Длина ходового конца – 56 метров. Вот и все. Кстати, теперь этот проход называют маркаряновским!

     © Андрей Маркарян, OWD PADI.


     Почему я ныряю на Мраморном карьере? Это, наверное, мания первооткрывателя. Сам я родом из Сортавалы, поэтому это место знал давно, но так как дайвингом тогда не занимался, то оно меня не интересовало. А когда начал заниматься, то вспомнил, что есть эта дырка. Ну и заглянул как-то сюда разок, прошелся по периметру, смотрю – куча входов.

     Первый дайв – прошелся по галереям, посчитал входы, но видимость была плохой, слой молока поднялся до 7 метров. Пещеры были практически затоплены этой мутью. На сегодняшний день пройдены все верхние этажи. Это ломки, которые велись в начале прошлого столетия. В них сейчас проложено около 400 метров стационарного ходовика. Все они со стрелками. Все красиво. Потом я начал разрабатывать проходы в разные стороны. Оказалось, что большинство пещер маленькие и тупиковые, как аппендиксы. В них класть ходовики не было смысла. Нашел более-менее подходящие туннели и начал по ним прокладывать ходовики.

     Заодно наткнулся на комнатку, которую кто-то назвал столовой, но это, конечно, ерунда. Там в лучшее время работало 2500 человек. Как их можно засунуть в эту комнату кормить, я не знаю. Наверное, это была какая-то контора. Потому что есть лифт, и железная дорога идет, и рядом с ней стоит будка. Думаю, там взвешивали и считали вагонетки.

     Здесь найти можно что угодно. Недавно я обнаружил на глубине 28 метров новый вход, где штольня уходит почти вертикально до 36 метров. Есть ли там дальше проход, не знаю. Там щель полтора на полтора метра, на краю которой валяются вагонетки. Если протиснуться в эту щель, открывается комната. Один ее склон под углом 45 градусов поднимается с 28 на 8 метров. Там тупик, и он уходит немножко левее. Я проложил туда ходовик около 100 метров. Там валяются какие-то кузова, металлические конструкции, кран, который висит на краю штольни, стрела лежит на дне.

     © Михаил Иванов.

     © Журнал "Предельная глубина", № 1, 2008 год.


  

© DiveTravels.ru * Подводные путешествия * 2009-2017
Разработка и сопровождение - Александр Ставцев, PADI AI # 628969
 
Яндекс.Метрика